А. А. Гусейнов

Свобода воли и ответственность

Программа спецкурса


Основная идея спецкурса заключается в том, чтобы по новому взглянуть на проблему соотношения свободы и ответственности: выводить свободу из ответственности, а не наоборот.

План курса

№ п/п
Тема

1

Человек и его границы

2

Свобода как свободная воля

3

Этический контекст свободы

4

Свобода действия и свобода выбора: Аристотель

5

Свобода мотивов: стоики

6

Свобода воли и божественная благодать: спор Августина и Пелагия

7

Свобода воли и божественная благодать: спор Лютера и Эразма

8

Свобода и необходимость: Гоббс

9

Нравственный закон как закон свободы: Кант

10

Свобода как непротивление злу: Л.Н.Толстой

11

Уровни ответственности и свободы


1. Человек и его границы

Противоречия научного познания человека: рост конкретных знаний о человеке и утеря целостного представления о нем; успехи наук о человеке и судьба суеверий; нарастание чувства неуверенности в себе. Гносеологическое расчленение действительности на субъект и объект, принципиальная ограниченность возможностей объективирования человека. Разнообразие концептуальных образов человека как косвенное свидетельство не поддающейся научному познанию изначальности его бытия.

Отрицательное отношение к своей собственной жизнедеятельности – специфическая особенность человека. Иерархический образ мира и срединное место человека в нем как способ осмысления своеобразия человеческого бытия. Историчность человека – предметное воплощение его самоотрицающей сущности. Идеал бессмертия.

Наличное бытие и бытие человека, метафизичность человека: человек как тварь и творец, его производность, частичность, бренность и одновременная изначальность, полнота, абсолютность. Невозможность ответа на вопрос, что такое человек без предварительного ответа на вопрос, что он должен делать. Свобода как символ изначальности человека, его творческой сущности.

 

2. Свобода как свободная воля

Свобода как граница научного познания человека Эмпирическое содержание слова «свобода» в повседневном опыте. Изначальная аксиологическая нагруженность понятия свободы и его соотнесенность с человеческой волей.

Внутреннее чувство свободы и этико-психологический механизм раскаяния. Нормативное пространство как объективированное выражение свободы действия. Ответственное поведение – критерий разграничения социокультурной жизни и природного существования. Проблема идентификации личности.

Ответственность как ключ к свободе воли. В.Виндельбанд об основных аспектах свободы воли: свобода действования, свобода выбора, свобода воления.

 

3. Этический контекст свободы

Возможность описания свободы на языке причинного объяснения мира. Отношения ответственной зависимости как причинность из свободы.

Спор Перикла и Протагора о вменении. Практический контекст философских размышлений о возможности ответственного существования человека. Тождество произвольного действия и стремления к благу. Этический рационализм Сократа как духовное пространство ответственного существования человека. Тезис Сократа о невозможности добровольного (сознательного, намеренного) зла.

 

4. Свобода действия и свобода выбора: Аристотель

Разграничение произвольных (свободных) и непроизвольных (несвободных) действий. Произвольные действия – действия, ближайшая причина которых заключена в действующем индивиде. Произвольные действия как волевые действия. Непроизвольные действия – действия, ближайшая причина которых находится вне действующего индивида. Непроизвольные действия как неволевые действия; их подвиды: по принуждению и по неведению. Смешанные действия.

Намеренность действий как результат сознательного, разумно взвешенного выбора между различными желаниями (мотивами). Сила аффектов и голос разума – основные составляющие свободы выбора. Свобода выбора и необходимость выбора. Различие «удельного веса» мотивов, их значимости для целей индивида – необходимая предпосылка свободного выбора Невозможность выбора в ситуации равнозначных мотивов (две драхмы стоиков, буриданов осел).

Необходимость (детерминированность) свободного выбора как основание оценки и условие вменения. Поощрения и наказания в системе мотивов, предопределяющих свободу выбора.

5. Свобода мотивов: стоики

Стоическая свобода как свобода от страстей. Двухуровневая структура ценностей стоической этики: абсолютность различения добра и зла и относительность различения предпочтительных и непредпочтительных действий. Нравственная позиция и надлежащие действия. Тождество внутренней свободы и нравственной стойкости.

Ограниченность пространства человеческой свободы исключительно выбором блага. Связь блага с мировым разумом. Разумность человека и разумность космоса – два уровня обзора действительности. Внутренняя стойкость как нравственно-идеальное состояние, позволяющее усматривать во всякой необходимости выражение благого промысла мирового разума.

Три природы человека первая природа – сама природа, вторая природа – культура, третья природа – нравственность. Аффективность первой природы. Человеческая разумность второй природы, культивирование аффектов. Космическая разумность третьей природы, освобождение от аффектов.

Негативное понимание свободы стоиками, его ограниченность: невозможность перехода от свободы к необходимости, опасность утери критериев различения блага и зла.

 

6. Свобода воли и божественная благодать: спор Августина и Пелагия

Язык религии и философские дискуссии о свободе воли. Основной предмет спора (соотношение свободы и добра как свойств воли Бога, соотношение воли Бога и воли человека).

Августин против Пелагия. Пелагий: зависимость спасения человека от его добрых дел; косвенный характер зависимости человеческой способности к добру от божественной благодати; три аспекта свободы (возможность, хотение, действие). Августин: божественная воля как свободная и потому добрая; человеческая воля как свободная, но злая; понятия первой и второй свободы и их противоречивость. Односторонности позиций Августина и Пелагия и незавершенность спора между ними.

 

7. Свобода воли и божественная благодать: спор Лютера и Эразма

Мартин Лютер против Эразма Роттердамского. Скептическое благоразумие Эразма в подходе к вопросу о свободе воли человека и фактическое сходство его позиции с пелагианством. Лютер: исходный, смысложизненный характер вопроса о свободе или несвободе человеческой воли и необходимость однозначного ответа на него; благо как следствие божественного произвола, недопустимость применения к Богу критериев необходимости, в том числе нравственной необходимости; свободная воля как имя Бога; предопределенно-рабский характер человеческой воли; невозможность обоснования свободной воли как факта и человеческой позиции, парадокс доказанной свободной воли; ничем не ограниченная свободная воля Бога и не знающая никаких исключений предопределенность человеческих действий как две перспективы, два взгляда на одну и ту же реальность нравственно окрашенной человеческой жизнедеятельности.

Рациональный смысл позиции Лютера: свобода как свобода от причинности возможна только в форме причинности из свободы; причинность из свободы для человека совпадает со словом Бога – нравственностью.

 

8. Свобода и необходимость: Гоббс

Гоббс о противоречивости и нравственной двусмысленности понятия свободной воли. Определение свободы как особого рода причинности, связанной с добровольностью действий. Необходимый (вынужденный) характер действий – условие свободы выбора Свобода как естественное право. Законы государства – ограничение свободы и вместе с тем ее утверждение. Влияние ответственности как специфическая причинность морального поведения.

 

9. Нравственный закон как закон свободы: Кант

Абсолютность (безусловная необходимость) как отличительный признак нравственного закона. Тождество бытия и блага (добра). Абсолютное добро как добрая воля — воля, неспособная обернуться против самой себя. Чистота доброй воли, ее независимость от содержательной определенности воли, эмпирических мотивов. Чистая вопя как предметность чистого разума, практический разум. Объективность и субъективность доброй воли: законосообразная форма поступков и долг. Категори ческий императив («поступай согласно такой максиме, которая в то же время может стать всеобщим законом») как человеческий вариант нравственного закона, формула отношения объективного закона к несовершенной воле человека. Три формы категорического императива как ограничения максим воли условием а) их общезначимости; б) самоцельности разумности существа в лице каждого индивида; в) автономия воли. Противостояние долга склонностям – мысленный эксперимент с целью выявления чистоты мотивов. Общезначимость максим как логическая процедура выявления нравственного качества мотивов. Аналитический характер основных определений морального закона (добрая воля, долг, категорический императив, общезначимость), вытекающих из его абсолютной необходимости.

Особое место нравственного закона среди необходимостей природного и социального мира, детерминирующих человеческие поступки. Свобода как единственно возможный источник и основание нравственного закона Взаимная соотнесенность безусловного практического закона и свободы. Свобода как постулат, особая точка зрения. Нравственный закон как необходимость из свободы – максимальное приближение к свободе в собственном смысле слова, свободе воления.

10. Свобода как непротивление злу: Л.Н. Толстой

Свобода воли как искусственный прорыв непрерывного ряда причинной обусловленности человеческих поступков. Свобода и необходимость – два разных (внутренний и внешний) взгляда на жизнь человека, обратный характер соотношения между ними.

Смысл вопроса о смысле жизни; логическая ошибочность и нравственная фальшь ответа, согласно которому жизнь лишена смысла. Вера как сознание смысла жизни. Отличие толстовского понимания веры от церковнобогословских.. Вера и познающий разум. Разумность веры.

Единство веры и религии. Своеобразие толстовского определения религии как деятельного отношения человека к окружающей его жизни, рассмотренной в аспекте ее бесконечности. Неизбежность политического ответа на вопрос, существует ли Бог и невозможность каких-либо утверждений о том, что он собой представляет.

Любовь – форма адекватного отношения человека к Богу. Формула насилия в ее противоположности формуле любви. Ненасилие как единственно доступное человеку предметное воплощение его любви к Богу, область поступков, имеющих абсолютный смысл и подлежащих безусловному нравственному вменению.

 

11. Уровни ответственности и свободы

Самочинность ответственного поведения. Свобода воли как условие вменения; вменяемая причинность как причинность из свободы. Запредельный характер свободы как свободы от причинности; причинность из свободы – максимально возможное для человека приближение к ней.

Свобода действия – выражение ответственности человека за выбор своих желаний и способ его самоутверждения в качестве природного существа.

Свобода выбора – выражение ответственности человека за осуществление желаний, их соотнесенность с природно-социальной детерминированностью действий; способ его самоутверждения в качестве разумного (общественного существа) существа.

Свобода решений и желаний (свобода воли в собственном смысле слова) – выражение ответственности человека за сами желания, за их абсолютность, способ его самоутверждения в качестве метафизического (абсолютного, бессмертного) существа.

 

Контрольные вопросы.

1. Возможно ли научное познание человека?
2. Каково место морали в структуре человека и в его познании?
3. Какие существенные факты человеческой жизни не могут быть объяснены в рамках причинного взгляда на мир?
4. Что понимается под свободой воли?
5. Что такое ответственность?
6. Каковы три различных значения понятия свободы по В.Виндельбанду?
7. Спор Перикла и Протагора: в каком практическом аспекте возникла проблема возможности ответственного поведения?
8. Почему сточки зрения Сократа невозможно намеренное зло?
9. Каковы основные признаки и уровни этически вменяемых действий по Аристотелю?
10. Что такое смешанные действия по Аристотелю и как широко они представлены в современной практике межчеловеческих отношений?
11. Почему невозможен выбор в ситуации равнозначных мотивов?
12. В чем заключается открытие стоиками третьей природы человека?
13. Каким образом стоики обосновали автономность моральной мотивации поведения?
14. Какие преимущества перед другими имел в практическом плане стоический мудрец?
15. Какие новые возможности для исследования проблемы ответственности и свободы связаны с языком религии?
16. В чем заключалась суть спора между Августином и Пелагием?
17. Почему Церковь признала правоту Августина, хотя на деле руководствовалась учением Пелагия?
18. В чем, по мнению Лютера, заключается отличие вопроса о свободе воли от других волнующих человека вопросов?
19. Возможны ли эмпирические доказательства существования свободной воли?
20. Как в рамках учения Лютера согласуются между собой тезис о рабстве воли и возможность морального выбора?
21. Почему, с точки зрения Гоббса, необходимость действий является условием его свободного выбора?
22. Какую роль постулат свободы играет в этике Канта?
23. Как, с точки зрения Л.Н.Толстого совмещается свобода человеческих действий и их необходимость?
24. Почему Л.Н.Толстой считал непротивление злу мерилом свободы человека христианской эры?
25. Каковы основные уровни ответственности человека и как они соотнесены с уровнями свободы?

Литература: