А. А. Гусейнов

Великие моралисты

Спецкурс


Спецкурс предназначен для студентов, начинающих специализацию по кафедре этики. Его цель – дать широкую панораму основных этико-нормативных программ, имевших нравственно обязывающий смысл для их создателей, успешно практиковавшихся в общественном опыте и сохраняющих свое действенное значение до настоящего времени.

План курса

№ п/п
Тема
Кол-во часов

1

Что такое мораль?

4

2

Конфуций: жень и ли

4

3

Будда: самосовершенствование

2

4

Моисей: не убий

2

5

Иисус Христос: любите врагов ваших

4

6

Мухаммед: нет бога, кроме Аллаха

4

7

Сократ: познай самого себя

4

8

Эпикур: живи незаметно

2

9

Джордано Бруно: героический энтузиазм

2

10

Лев Толстой: непротивление злу насилием

4

11

Швейцер: благоговение перед жизнью

4


1. ЧТО ТАКОЕ МОРАЛЬ?

Понятия: «этика», «мораль», «нравственность»: история их становления, этимология и научное содержание, различные смысловые значения в повседневном языке. Мораль как специфическая характеристика срединности человеческого бытия, причастного и к неразумности природного существования, и к царству чистого разума. Добродетели (совершенные личностные качества) и нормы, содержащие критерий оценки общественно поощряемых действий, – основные формы объективации морали. Мораль как выражение потребности и способности индивида строить гармоничные отношения с другими, общественная форма отношений между людьми, мера их человечности.

Своеобразие связи морали с бытием. Критика и отрицание реально практикуемых общественных нравов – условие формирования морального отношения к действительности. Долженствовательная природа морали, категорическая безусловность и очевидная нереализуемость ее требований. Противоречие между добродетелью и счастьем (моралью и практической целесообразностью, нравственным долгом и стремлением к выгоде, родовыми обязанностями и индивидуальными целями, голосом совести и логикой успеха) – двумя важнейшими измерениями человеческой деятельности. Философско-этические и религиозно-нравственные нормативные программы как различные попытки разрешения этого противоречия.

Контрольные вопросы

1. Как возникли термины «этика» и «мораль»?
2. Совпадает ли теоретическое содержание терминов «этика», «мораль», «нравственность» с их повседневным употреблением?
3. В произведении Платона «Федон» говорится о том, что души умерших людей вновь заключаются в «оковы тела» с учетом навыков, которые ими «были приобретены в прошлой жизни» – так, например, «кто предавался чревоугодию, беспутству и пьянству... перейдет, вероятно, в породу ослов или иных подобных животных», а «те, кто отдавал предпочтение несправедливости, властолюбию и хищничеству, перейдут в волков, ястребов или коршунов» (См. Платон. Собр. соч.: В 3 т. М., 1970. Т. 2. С. 47.) А какое тело в новом воплощении получат те, кто преуспел в добродетели, рассудительности и справедливости? Попытайтесь отгадать и прокомментировать ответ Платона.
4. Какое место в структуре человеческих ценностей отводят морали стоическая и эпикурейская традиции?
5. Согласны ли Вы с утверждением И.Канта о том, что в мире нет добродетели? Можно ли идею безусловной категоричности моральных требований, морального долга вообще совместить с оптимистической оценкой реального состояния человеческих нравов?

 

2. КОНФУЦИЙ: ЖЕНЬ И ЛИ

Жень (человеколюбие) – основной принцип конфуцианского мировоззрения. Конфуцианское открытие человека: характер взаимоотношений между людьми как предметное выражение специфики человеческого бытия; взаимность отношений («не делай другим того, чего не желаешь себе») – основной критерий их нравственного качества; нравственно достойное отношение к другим – условие собственного развития индивида.

Принцип ритуала (ли): «сдерживать себя, чтобы во всем соответствовать требованиям ритуала – это и есть человеколюбие». Разграничение сфер деятельности и обязанностей; концепция «исправления имен» (чжэнмин): государь должен быть государем, отец – отцом, сын – сыном. Акцентированный консерватизм этики Конфуция как путь стабильности и взаимопонимания в обществе; условия, при которых дети могут вносить изменения в формы жизни, установленные отцами. Видимая деиндивидуализированность и глубинный персонализм принципа ритуала, основанного на убеждении, что конкретное согласие конкретных индивидов важнее общих принципов.

Иерархия ценностей. Выделение жень как абсолютной ценности их всех остальных благ, имеющих по отношению к нему вторичный характер, – основа правильного порядка ценностей. Значимость нравственного порядка ценностей для процветания государства. Механизм трансформации нравственного закона в практическую деятельность: быть на виду, если в поднебесной царит спокойствие и скрыться, если в ней спокойствия нет.

Постоянное совершенствование индивида как способ его человеческого существования. Тонкость (воспитанность, культурность) – вторая природа человека, отличие тонкого человека от дикаря и начетника. Различные уровни воспитанности.

Благородный муж (цзюньцзы) как персонификация конфуцианского нравственного идеала. Признаки благородного мужа: следование дао, нравственное благородство, самодостаточность, ровное отношение ко всем, соблюдение ритуала, требовательность к себе и снисходительность к другим. Сановная деятельность как адекватная сфера приложения сил благородного мужа.

Контрольные вопросы

1. В чем видит Конфуций специфику человеческого бытия?
2. Что Конфуций понимает под взаимностью?
3. Каково содержание жень как основного нравственного принципа и соотношение с требованиями ритуала?
4. В чем заключается смысл консерватизма конфуцианского образа жизни?
5. Всегда ли верность основному нравственному закону сочетается с активной государственной деятельностью?
6. Как в воспитанном человеке сочетаются природные и благоприобретенные качества?
7. Почему в конфуцианском нравственном идеале благородный муж является сановником?

 

3. БУДДА: САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ

Общебуддийское содержание легенды о принце Сиддхартха Гаутама (623-544 гг до н.э.). Четыре истины Будды: есть страдание, есть источник страдания, есть прекращение страдания, есть путь, ведущий к прекращению страдания. Пятикратная привязанность к земному как выражение страдания; жажда бытия, удовольствий и могущества как причина страданий; уничтожение жажды бытия как прекращение страданий.

Восьмеричный путь прекращения страданий: праведная вера, заключающаяся в четырех буддийских истинах; праведное намерение, заключающееся в отрешении от привязанности к миру; праведная речь, состоящая в воздержании от лжи; праведные поступки, состоящие в ненанесении вреда живому, ненасилии (ахимса); праведный образ жизни, состоящий, в частности, в том, чтобы избегать недозволенных средств; праведное усилие, состоящее в постоянном бодрствовании и бдительности по отношению к соблазнам; праведная мысль, состоящая в знании того, что все преходяще; праведное сосредоточение, которое проходит четыре стадии – экстаза, порожденного умственным сосредоточением; радости внутреннего спокойствия, порожденного освобождением от познавательных усилий; освобождения от радости; совершенной невозмутимости.

Отличительные особенности нормативной программы Будды: интерпретация морали как пути, среднего звена между порочным бытием и конечной целью; отождествление морали с личным самосовершенствованием, состоящем в духовном самоуглублении индивида. Принципиально неморалистический характер учения Будды.

Контрольные вопросы

1. Каковы четыре основные истины, составившие завет Будды?
2. Какая из четырех будддистских истин совпадает с моральными усилиями человека?
3. Как интерпретируется мораль к контексте учения Будды?
4. Почему духовное самососредоточение индивида до совершенной невозмутимости может рассматриваться в качестве этически значимо жизненной программы?

 

4. МОИСЕЙ: НЕ УБИЙ!

Библейская история Моисея как вождя еврейских племен в их исходе из Египта и обстоятельства его общения с Богом. Десять заповедей (Декалог), возвещенные Богом через Моисея еврейскому народу.

Религиозные нормы Декалога и их нравственное значение. Моральные нормы десятисловия. Не убий – центральный запрет Моисеева кодекса.

Безусловная, категорическая форма требований Декалога – выражение специфики морали и моральной акцентированности иудейско концепции человека. Конкретно-историческая обусловленность нравственных запретов Декалога переходом от племенного состояния общества к государственно-цивилизованному и их общечеловеческое значение. Абсолютность моральных запретов и своеобразие их практического функционирования как регулятивов поведения.

Десять заповедей Моисея и его конкретные предписания юридического и религиозно-культового характера. Сочетание морали, права, обычая и обряда – характерная особенность нормативной программы Моисея. Этико-нормативная программа Моисея как источник этики Иисуса Христа и Мухаммеда.

Идея божественного происхождения моральных принципов, ее этико-культурное значение.

Контрольные вопросы

1. Каково нравственное значение облика Моисея как политического вождя и религиозного наставника народа?
2. Как соотносятся между собой религиозные и моральные запреты Декалога?
3. Что скрыто за безусловной, категорической формой заповедей Моисея?
4. Каково конкретно-историческое и абсолютное, общечеловеческое содержание требования «не убивай!»?
5. В чем заключается этико-культурный смысл идеи божественного происхождения моральных принципов?

 

5. ИИСУС ХРИСТОС: ЛЮБИТЕ ВРАГОВ ВАШИХ

Этика Христа как переворачивание реально практикуемого людьми порядка ценностей: «Будут первые последними и последние – первыми». Монашество как элита христианства, интерпретация аскетического монашеского образа жизни как условия приобщения к истинному порядку ценностей.

Приоритет духовных ценностей перед материальными: «Блаженны чистые сердцем». Десятисловие Моисея и Нагорная проповедь Иисуса Христа: от запрета на безнравственные поступки до должного состояния сердца. Любовь к Богу и к ближним как основная заповедь. Различные формы и стадии любви: любовь-страсть (телесная любовь), любовь-дружба (душевная любовь), бескорыстная (духовная) любовь. Христианская любовь как духовное единение людей. Способность простить и возлюбить врага – как крайний случай и объективный показатель христианского поведения. Любовь к врагам – как способ выправления деформированных, безнравственных отношений.

Награда добродетели – сама добродетель. Взаимосвязь идеи Бога и принципа индивидуальной совести. Разведение абсолютных и относительных ценностей – стержень этики Иисуса Христа: «Ищите же прежде Царства Божия на земле и правды Его...»

Нацеленность этики Христа против морального лицемерия, обмана и самообмана. Христианская программа духовно-нравственной гигиены: не судите, да не судимы будете; входите в жизнь тесными вратами; творите милостыню тайно; по плодам их узнаете их; «во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».

Мировоззрение Иисуса Христа как моральное мировоззрение. Идея Бога и идея любви. Сильные и слабые стороны этики любви в ее соотнесенности с этикой долга и с этикой счастья.

Контрольные вопросы

1. Почему монашество считается образом жизни, который более, чем другие реально практикуемые образов жизни, соответствует христианскому идеалу?
2. Как соотносятся между собой Нагорная проповедь Иисуса Христа и десятисловие Моисея?
3. Что означает христианская любовь и означает ли она отрицание других форм и стадий любви? Каково содержание требования любить собственных врагов?
4. Можно ли обосновать этику любви к ближним в рамках нерелигиозного мировоззрения?
5. В чем с точки зрения Иисуса Христа заключается коренная деформированность реально практикуемого людьми порядка ценностей и каков ее истинный порядок?
6. Являются ли заповеди Нагорной проповеди (Не судите, да не судимы будете; По плодам их узнаете их; Золотое правило и др.) значимыми только для христиан или они имеют всеобщее значение?
7. Английский философ Уайтхед утверждал, что современная цивилизация рухнула бы, если бы люди стали следовать заповедям Нагорной проповеди. Если Уайтхед прав, является ли его констатация приговором современной цивилизации или приговором Нагорной проповеди, а, может быть, и той, и другой?

 

6. МУХАММЕД: НЕТ БОГА, КРОМЕ АЛЛАХА

Пророческая миссия Мухаммеда. Последовательное проведение принципа единобожия, полное отрицание того, что человек может быть богом, «сотоварищем Аллаху» – основная особенность ислама как мировой религии. Человеческое самопознание и человеческий способ поведения Мухаммеда. Разведение двух уровней бытия (божественного и человеческого, абсолютного и относительного, сверхестественного и естественного) до невозможности преодоления этого разрыва со стороны человека и в пределах человеческого бытия. Социо-племенная рознь и духовное единение людей: внеклассовая и надэтническая природа ислама.

Своеобразие мусульманской антропологии: амбивалентность человека в отношении добра и зла; отсутствие наследственного греха; предопределенность судьбы.

Человек и Аллах. Коран как единственное посредствующее звено между человеком и Аллахом. Отсутствие церковно-духовного посредничества между человеком и Аллахом, полная индивидуальная ответственность человека в вопросах моральной праведности. Индивидуальная ответственность и общинные обязанности мусульманина.

Этика Корна как этика конкретных морально-религиозно-правовых норм. Пять столпов мусульманского вероучения и образа жизни: исповедание единобожия и признание пророческой деятельности Мухаммеда; строгий порядок молитвенных поз, движений и речений, а также ежедневный цикл обязательных и добровольных молитв; обязательный пост в течение месяца рамадана; налог в пользу нуждающихся мусульман; паломничество в Мекку.

Контрольные вопросы

1. В чем заключается принципиальное отличие ислама от христианства в трактовке проблемы отношения человека и Бога?
2. Каким образом жесткий монотеизм ислама сказался на его этике? Можно ли связывать с ним отсутствие в Коране развернутой моральной концепции?
3. Как в рамках этики Мухаммеда проводится разграничение индивидуальных и общинных норм моральных обязанностей человека (сфер индивидуальной моральной ответственности и регламентированного общинного поведения)?
4. Каковы пять кардинальных требований мусульманского вероучения и образа жизни и мера их обязательности?
5. В чем своеобразие этико-нормативной программы Мухаммеда в отличие от этико-нормативной программы Иисуса Христа?

 

7. СОКРАТ: ПОЗНАЙ САМОГО СЕБЯ

Отождествление блага с удовольствиями и зла со страданиями – исходная предпосылка этики Сократа. Противоречивость гедонистического принципа, исключающая возможность его применения в качестве критерия поведения, и апелляция к разуму, к «знанию измерительного искусства». Сократовский принцип в этике: «добродетель – это знание». Зло добровольное, намеренное и невольное, ненамеренное. Сократ: «Всего более нужно ценить не жизнь как таковую, но жизнь хорошую».

Действия по убеждениям и действия по обстоятельствам. Этический интеллектуализм как выражение индивидуальной ответственности личности. Нравственная суверенность личности как разумного, самопознающего субъекта. Парадокс сократовой мудрости: знание о незнании как источник нравственного бодрствования.

Учителя добродетели – возможны ли они? Требования разума и повседневные нравы, расхождения между ними. Способ поведения индивида в ситуации его внутреннего несогласия с законно выраженной волей полиса. Необходимость верности убеждениям и необходимость законопослушания.

Этика Сократа и его личная судьба. Моральный смысл жизни и смерти Сократа. Опыт собственной жизни как этический аргумент, «экспериментальная лаборатория» этики.

Рациональное обоснование морали как специфический признак философской этики и ее отличие от этики религиозной. Противоречие между самосознанием морали и ее философским образом.

Контрольные вопросы

1. Каким образом сократовский тезис о том, что добродетель есть знание, вписан в эвдемонистически-утилитаритаристски-гедонистический контекст античного сознания?
2. Почему Сократ считал, что сознательно совершенное зло лучше, чем невольное? Возможен ли с его точки зрения сам феномен намеренного зла?
3. Каким образом рационализм в этике связан с принципом индивидуальной личной ответственности?
4. Согласуется ли сократовское требование законопослушания с его принципом моральной суверенности личности?
5. Является ли соответствие жизни и мировоззрения Сократа его индивидуальной особенностью или имеет более общий, теоретически и нормативно обязывающий смысл?
6. Чем философская этика отличается от религиозных моральных учений?

 

8. ЭПИКУР: ЖИВИ НЕЗАМЕТНО

Этика Эпикура, ее действительный пафос и традиция ее вульгаризированного истолкования. Атараксия (невозмутимость), отсутствие телесных страданий и душевных тревог как основная цель нравственных усилий человека, тождественная счастью. Обоснование путей освобождения от внешней зависимости, достижения внутреннего покоя, атараксии – основная задача философии.

Исходная гедонистическая аксиома этики Эпикура. Три класса удовольствий: естественные и необходимые; естественные, но не необходимые; не естественные и не необходимые. Негативное определение удовольствий. Эпикурова концепция удовольствий в свете его общей этической установки – быть независимым от мира.

Философское знание на пути к счастью. Освобождение человека от трех страхов: страха перед богом, страха перед необходимостью, страха перед смертью. Просветительская концепция морального совершенствования личности, ее сильные и слабые стороны.

Уклонение от мира в контексте социального поведения. Договорная концепция общества и индивидуализм. Принцип самодостаточности индивида и идея дружбы. Индивидуализм Эпикура и его отличие от индивидуализма этики нового времени. Сад Эпикура – выражение асоциальности этики Эпикура или поиск социальности другого типа?

Этика Эпикура как особый – эвдемонистический – тип этической теории. Моральный смысл понятия блаженства, понимаемого как отрицательное движение, уклонение от мира.

Контрольные вопросы

1. Какова основная идея этики Эпикура? Что в ней понимается под счастьем?
2. В чем состоит и чем объясняется устойчивая традиция вульгаризированного истолкования этики Эпикура?
3. Почему Эпикур считает первый класс удовольствий (естественных и необходимых) достаточным для блаженной жизни?
4. Почему Эпикур истолковывает удовольствия как отсутствие страданий? Как это истолкование связано с общим пафосом его этики?
5. Что, согласно Эпикуру, нужно человеку для того, чтобы освободиться от преследующих его страхов перед богами, необходимостью и смертью?
6. Как идея автономности, самодостаточности индивида сочетается в этике Эпикура с высокой оценкой дружбы?
7. Случайно ли, что эвдемонизм Эпикура, его стремление обосновать нравственную суверенность человека как эмпирического индивида, реализовалось в принципе уклонения от мира?

 

9. ДЖОРДАНО БРУНО: ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭНТУЗИАЗМ

Жизненный подвиг Джордано Бруно, его нравственное значение: «И смерть в одном веке дает жизнь во всех последующих веках».

Пантеистическая философия Бруно и концепция человека как деятельного существа, стремящегося выйти за свои собственные пределы. Героический энтузиазм как божественный порыв, возвышение конечного духа к бесконечному бытию. Ценностные приоритеты героического энтузиазма: истина и разум выше веры и авторитета, добродетель выше сословных привилегий.

Героический энтузиазм как средоточие эмоциональных, волевых и интеллектуальных усилий человека. Философия и искусство как формы деятельности, адекватные человеческому назначению.

Неистовость, страсть к самоусовершенствованию, деятельный поиск – норма человеческого существования. Отличие идеала героического энтузиазма от античного стремления к безмятежности и средневекового смирения. Героическая любовь как духовная сила, соразмерная бесконечности бытия. Принципиально нерелигиозный характер этики Джордано Бруно.

Контрольные вопросы

1. Какова внутренняя связь между философским пантеизмом и этикой героического энтузиазма?
2. Какие особенности отличают героического энтузиаста от средневекового типа личности, руководствующегося христианско-религиозными ценностями?
3. Какие качества героического энтузиаста стали типическими чертами человека Нового времени?
4. В какую этическую традицию – эвдемонистическую или стоическую – вписывается этика героического энтузиазма Джордано Бруно?

 

10. Л.Н.ТОЛСТОЙ: НЕПРОТИВЛЕНИЕ ЗЛУ НАСИЛИЕМ

Внутренн и й переворот в жизни Толстого и обретение новой веры. Толстовская интерпретация вопроса о смысле жизни. Понятия бога, свободы и добра как конкретизация учения о смысле жизни. Религия и нравственность – проблема веры.

Заповеди Иисуса Христа. Особый статус заповеди о непротивлении злому. Закон любви и конкретные заповеди христианства. Формула насилия и формула любви: их противоположность. Непротивление как проявление закона любви. Основные формы обыденного сознания против непротивления злу насилием.

Непротивление злу насилием как форма борьбы со злом. Критика И.А. Ильиным толстовской концепции ненасилия. Этика ненасилия Л.Н.Толстого и ненасильственная борьба за социальную справедливость в XX веке.

Контрольные вопросы

1. Чем был вызван духовный переворот в жизни Л.Н.Толстого?
2. Почему утверждения о бессмысленности жизни рассматриваются Л.Н. Толстым как следствия непонимания самого вопроса о смысле жизни?
3. Как с точки зрения Толстого закон любви Иисуса Христа соотносится с древним законом Моисея?
4. Почему заповедь непротивления злу Толстой считает основной в учении Иисуса Христа?
5. Означает ли непротивление злу насилием примирение со злом?
6. Почему с точки зрения Толстого нравственные заповеди могут быть только отрицательными, иметь форму запретов?

 

11. АЛЬБЕРТ ШВЕЙЦЕР: БЛАГОГОВЕНИЕ ПЕРЕД ЖИЗНЬЮ

Жизненный путь Швейцера. В чем заключается своеобразие решения дилеммы цивилизации и морали (профессиональной деятельности и нравственного служения), которое реализует А. Швейцер в опыте своей жизни?

Кризис европейской культуры как кризис ее этической основы. Этика и мышление.

Святость жизни – основополагающий этический принцип. Соотношение мистики и рациональности в обосновании этики.

Понятия добра и зла в этике благоговения перед жизнью. Совесть как свидетельство меры несовершенства личности.

Этика Швейцера как этики личности. Принцип индивидуального действия и ответственность.

Значение этики Швейцера в свете современной экологической ситуации.

Контрольные вопросы

1. Почему А.Швейцер отверг привычные формы благотворительной деятельности?
2. Как можно объяснить духовный переворот, побудивший Швейцера изменить образ жизни и уехать врачом в Африку, чтобы искупить вину европейской цивилизации?
3. Как совместить тезисы Швейцера о том, что этика должна быть укоренена в мышлении и что она происходит из мистики?
4. Почему Швейцер считал, что совесть является изобретением дьявола?
5. Что такое принцип прямого индивидуального действия и в чем заключается его нравственное значение?

 

ИСТОЧНИКИ