Abdusalam A. Guseynov

Professor, Full Member of the Russian Academy of Sciences
 
     
 

 

 

 

 

Books:

  • Ancient Ethics. Античная этика. М.: Книжный дом «Либроком», 2011. 2 editions (2003, 2011).
    Great Prophets and Thinkers. The Moral Teachings from Moses to Our Times. Великие пророки и мыслители. Нравственные учения от Моисея до наших дней. М.: Вече, 2009. 2 editions (1995, 2009).
    Negative Ethics. Негативная этика. СПб.: Изд-во СПбГУП, 2007. 36 с. [Избранные лекции Университета. Вып. 63].
  • Ethics. Text-book for the faculties of philosophy. (Ed.) Этика: Учебник для философских факультетов / Под общ. ред. А.А. Гусейнова, Е.Л. Дубко. М.: Гардарики, 2006
  • The Idea of The absolute in Morality. Идея абсолютного в морали. М.: Изд-во РАГС, 2004. 29 с.
  • Ethics: Text-book for universities. Этика: Учебник для вузов. М.: Гардарика, 1998. 470 с. (соавт. Р.Г. Апресян). Переиздания: М.: Гардарики, 2002, 2004, 2007.
  • Philosophy, Morality, Politics. Философия. Мораль. Политика (сборник статей за 1997–2001 гг.). М.: Академкнига, 2002.
    On the New Definition of Morality. К новому определению морали. Учебная лекция по философии. Ростов-на-Дону: Ростовский гос. университет, 2001. 16 с.
  • Language and Conscience. Язык и совесть. Избранная социально-философская публицистика. М.: ИФ РАН, 1996. 185 с.
  • GreatMoralists. Великие моралисты. М.: Республика, 1995. 351 с.
  • The Golden Rule of Morality. Золотое правило нравственности. М.: Молодая гвардия, 1988. 3 editions (1979, 1982,1988). In Russian. Published in Bulgarian, Slovak, Spanish, German.
     A Short History of Ethics. Краткая история этики. М.: Мысль, 1987. 589 с. (соавт. Г. Иррлитц). Пер. на китайский и сербский языки.
  • An Introduction to Ethics. Введение в этику. М.: Изд-во МГУ, 1985. 208 с. Пер. на венгерский язык. (Edited in Hungarian)
  • The Ethics of Aristotle. Этика Аристотеля. М.: Знание, 1984. 64 с.
  • Social foundation of morality. Die sozialen Grundlage der Moral. Berlin: Deutscher Verlag der Wissenschaften, 1979. 186 с. (соавт. А.И. Титаренко).
  • Socialnatureofmorality. Социальная природа нравственности. М.: Изд-во МГУ, 1974. 157 с.
  • Newnamesoldideas. Новые имена – старые идеи. М.: Знание, 1974. 63 с.
  • The Sources of Morality. Истоки нравственности. М.: Знание, 1970. 33 с. [Библиотечка «Молодежи об этике»]. Пер. на нем. язык.
  • On the Social Progress – for Youth. Молодежи об общественном прогрессе. М.: Молодая гвардия, 1967. 167 с.
  • Marxism on personality. Марксизм о личности. М.: «Знание», 1967. 30 с.

 

Articles


The Main Articles and Reports:

  • Philosophy as an Ethical Project // Philosophy: Theory and Practice/ Russian Academy of Sciences/ Ed.: V.Sharova, E.Trufanova, A.Yakovleva. Moscow: ИФ РАН, 2013. P. 5–25.
  • Les conditions de possibilité d’une morale absolue // Revue Philosophique de la France et de l’Étranger. 2013. T. CCIII. S. 187–201. 
  • The Reasonable Faith of Lev Tolstoy // Knowledge and Belief in the dialogue of cultures / Ed. by: Marietta Stepanyants. Washington, 2011. P. 239–252.
  • Morality as the Limit of Rationality // Rationality and its Limits. Proceedings of the International Scientific Conference “Rationality and its Limits” during the International Institute of Philosophy Meeting in Moscow (15–18 September 2011) / Eds. A.Guseynov, V.Lektorskiy. Moscow, 2012. P. 90-108.
  • Philosophy: Between Science and Religion Философия: между наукой и религией // Вопросы философии. № 8. 2010. С. 4–10.
  • What Kant Said, or Why Is It Impermissible to Lie for the Sake of Good? // Russian Studies in Philosophy. 2009/10 (Winter). Vol. 48. N. 3: Kant and the Right to Lie. P. 26-47.
  • Moral Demagoguery and Violence // Abstracts of the World Philosophy Day Congress 2010. Tehran, 2010. P. 106
  • Philosophy as A Utopia of Culture Философия как утопия для культуры // Вопросы философии. № 1. 2009. С. 11–17
  • Philosophical Notes Философские заметки // Вопросы философии. № 10. 2009. С. 3–16.
  • Philosophy in Russia: History and Present State // Diogenes. № 222&223. 2009. P. 3–23 (with Vladislav A. Lektorsky).
  • What Do I Understand Under Negative Ethics? Что я понимаю под негативной этикой? // Вестник Московского Университета. Сер. 7. Философия. 2009, № 6. С. 3-20.
  • Philosophy as Utopia of Culture // 2007 – World Philosophy Day. Istanbul; Ankara, 2009. P.103–108.
  • Buddhism as an Ethics-centered Worldview // The Journal of Oriental Studies. Vol. 19. 2009. Р. 86–91.
  • Goals and Values: How Is the Moral Action Possible? Цели и ценности: как возможен моральный поступок? // Этическая мысль: Современные исследования / Под ред. А.А. Гусейнова. М.: Прогресс-Традиция, 2009. С. 19–56.
  • Tolerance and the Dialogue of Cultures Толерантность и диалог культур // Диалог культур и партнерство цивилизаций: IX Международные Лихачевские научные чтения, 14–15 мая 2009 г. СПб.: Изд-во СПбГУП, 2009. С. 65–68.
  • Ethics and Morality in the Modern World Этика и мораль в современном мире // Этическая мысль: современные исследования. М.: Прогресс-Традиция, 2009. С. 5–18.
  • There Is No Philosophy Without Ethics Без этики нет философии // Логос, № 1 (64) 2008. С. 239-262
  • Philosophical Foundations of Ethics and the Ethical Pathos of Philosophy Философские основы этики и этический пафос философии // Проблемы этики. Философско-этический альманах: Вып. I.М.: Современные тетради, 2008. С. 7-23.
  • The Negative Context of the Kant’s Categorical Imperative. Негативный контекст категорического императива Канта // Иммануил Кант: наследие и проект / Под ред. Н.В. Мотрошиловой, В.С. Степина. М.: Канон+ Реабилитация, 2007. С. 250–258.
  • The Main Moral Notions and The Milestones of the History of Ethics: Happiness and Virtue; Aristotle. “Nicomachean Ethics”. Основные моральные понятия и вехи истории этики: Счастье и добродетель; Аристотель. «Никомахова этика» // Этика: Учебник для философских факультетов / Под общ. ред. А.А. Гусейнова, Е.Л. Дубко. М.: Гардарики, 2006. С. 33–59.
  • The Main Moral Notions and The Milestones of the History of Ethics: Duty; I. Kant “Groundwork of the Metaphysic of Morals”. Основные моральные понятия и вехи истории этики: Долг; И. Кант. «Основоположение к метафизике нравов» // Этика: Учебник для философских факультетов / Под общ. ред. А.А. Гусейнова, Е.Л. Дубко. М.: Гардарики, 2006. С. 60–84.
  • Morality and Violence: The Notion of Violence. Мораль и насилие: Понятие насилия // Этика: Учебник для философских факультетов / Под общ. ред. А.А. Гусейнова, Е.Л. Дубко. М.: Гардарики, 2006. С. 393–417.
  • Morality and Violence: Capital Punishment. Мораль и насилие: Смертная казнь // Этика: Учебник для философских факультетов / Под общ. ред. А.А. Гусейнова, Е.Л. Дубко. М.: Гардарики, 2006. С. 452–463.
  • Morality and Violence: Euthanasia. Мораль и насилие: Эвтаназия // Этика: Учебник для философских факультетов / Под общ. ред. А.А. Гусейнова, Е.Л. Дубко. М.: Гардарики, 2006. С. 464–474.
  • Morality and Violence: The Imperative of Non-Violence. Мораль и насилие: Императив ненасилия // Этика: Учебник для философских факультетов / Под общ. ред. А.А. Гусейнова, Е.Л. Дубко. М.: Гардарики, 2006. С. 475–486.
  • The Ethical Works and the Ethical System of Aristotle. Этические сочинения и этическая система Аристотеля // Аристотель. Евдемова этика. Пер. с древнегреч. / Издание подготовлено М.А. Солоповой. М.: ИФРАН, 2005. С. 382–408. Введение: о предмете этики // Этика: Учебник для философских факультетов / Под общ. ред. А.А. Гусейнова, Е.Л. Дубко. М.: Гардарики, 2004. С. 5–32.
  • On the Assignment of Philosophy. О назначении философии // Философия и история философии. К 90-летию академика Т.И. Ойзермана. М.: Канон+, 2004. С. 88–118.
  • The Teaching of Alexander Zinoviev’s Life. Учение о житии Александра Зиновьева // Зиновьев А. Иди на Голгофу. СПб.: Нева, 2004. С. 4–24.
  • Europe: Antiquity// The History of Ethics. Text-book Европа: античность // История этических учений: Учебник. М.: Гардарики, 2003. С. 310–445.
  • Europe: XIX–XX. Chapter I. Antinormative Turn in Ethics. Европа: XIX–XX вв. Глава I. Антинормативный поворот в этике. § 1–3 // The History of Ethics. Text-book История этических учений: Учебник. М.: Гардарики, 2003. С. 663–695.
  • Europe, XIX-XX. Chapter III. Modern Discussions and Tendencies. Европа XIX – XX вв. Глава III. Современные дискуссии и тенденции. § 2 // The History of Ethics. Text-book История этических учений: Учебник. М.: Гардарики, 2003. С. 761–765.
  • On the idea of Absolute Morality. Об идее абсолютной морали // Вопросы философии. 2003. № 3. С. 3–12.
  • The Concept of Morality. Понятие морали // Этическая мысль. Вып. 4 / Под ред. А.А. Гусейнова. М.: ИФ РАН, 2003. С. 3–13.
  • Goals and Values: How is Moral Action Possible? // The Idea of Values / Ed. W. McBride. Philosophy Documentation Center, 2003. P. 49–76.
  • On the Concept of Morality // Social Sciences. 2003. 34(1). P. 92–105.
  • The Subjunctive Mood of Morality // Russian Studies in Philosophy. 2003. Vol. 41. № 1. P. 5–45.
  • Goals and Values: How is Moral Action Possible? Цели и ценности: как возможен моральный поступок // Этическая мысль. Вып. 3 / Под ред. А.А. Гусейнова. М.: ИФ РАН, 2002. С. 3–38.
  • Law and Action (Aristotle, Kant, M.M.Bakhtin). Закон и поступок (Аристотель, Кант, М.М. Бахтин) // Этическая мысль. Вып. 2 / Под ред. А.А. Гусейнова. М.: ИФ РАН, 2001. С. 3–26.
  • The Religious and Moral Teaching of Leo Tolstoy. Религиозно-нравственное учение Л.Н. Толстого // История русской философии: Учебник для вузов / Под ред. М.А. Маслова, др. М.: Республика, 2001. С. 271–285.
  • The Subjunctive Mood of Morality. Сослагательное наклонение морали // Вопросы философии. 2001. № 5. С. 3–33.
  • Philosophy: Between Knowledge and Values. Философия: между знаниями и ценностями // Философские науки. 2001. № 2. С. 47–67.
  • Ethics of Good Will. Этика доброй воли // ИммануилКант. Лекции по этике: Пер. с нем. / Общая редакция, составление А.А. Гусейнова. М.: Республика, 2000. С. 5–36.
  • Ethics and Morality in the Contemporary World. Этика и мораль в современном мире // Этическая мысль. Вып. 1 / Под ред. А.А. Гусейнова. М.: ИФ РАН, 2000. С. 4–15.
  • Ethics. Этика // Вопросы философии. 1999. № 8. С. 81–91.
  • Moral Demagogue as a Form of Apology of Violence. Моральная демагогия как форма апологии насилия // Вопросы философии. 1995. № 5. С. 5–12.
  • Die Idee des Absoluten als Bedingung der Moglichkeit von Moral // Der Mensch und seine Frage nach dem Absoluten / Hrsg. Peter Ehlen. Munchen: Kindt Verlag, 1994. S. 59–77.
  • Morality and Violence. Мораль и насилие // Вопросы философии. 1990. № 5. С. 127–136.
  • The Subject of Ethics. Предмет этики // Марксистская этика: Учебное пособие для вузов (3-е изд., доработанное и дополненное). М.: Политиздат, 1986. С. 9–31.
  • The Golden Rule of Morality. Золотое правило» нравственности // Вестник МГУ. Серия «Философия». 1972. № 4. С. 53–64. 

 

Articles and Chapters in Books:

  • Morality and the Freedom of Choice. Мораль и свобода выбора (теоретический комментарий к статье В.И.Бакштановского «Повестка дня российской модернизации в этико-прикладной парадигме морального выбора») // Прикладная этика для магистрантов и профессоров / Под ред. В.И.Бакштановского, В.В.Новоселова. Тюмень, ТюмГНГУ, 2011. С. 25-37.
  • On the Interrelation between Morality and Religion. К соотношению морали и религии // Свобода совести и культура духовности (философско-этические, религиозные и культурные аспекты): Часть 2 / Ред. М.Г. Писманик. Пермь: Пермск. Гос. ин-т искусства и культуры, 2011. С. 103–112.
  • Philosophy: Between Science and Religion Философия: между наукой и религией // Вопросы философии. № 8. 2010. С. 4–10. 
  • The Role of Philosophy in the Dialogue of Cultures Роль философии в диалоге культур // Национальное самосознание народов стран СНГ и Балтии: роль общих культурных основ. По материалам Всемирного Дня философии "Философия в диалоге культур" (16-19 ноября 2009 г.). М.: Прогресс-Традиция, 2010. С. 7-13.
  • Rabinovich and God .Рабинович и Бог // Рабинович В.Л. Метафоры Рабиновича и небесный закройщик. М.: М. Захаров, 2010. С. 749-754.
  • What Kant Said, or Why Is It Impermissible to Lie for the Sake of Good? // Russian Studies in Philosophy. 2009/10 (Winter). Vol. 48. N. 3: Kant and the Right to Lie. P. 26-47.
  • Moral Demagoguery and Violence // Abstracts of the World Philosophy Day Congress 2010. Teheran, 2010. P. 106.
  • Democracy and Russia:  Love Match or Match of convenience? Демократия и Россия: брак по любви или по расчету? // Демократия и суверенитет. Многообразие исторического опыта. Москва: Идея-Пресс, 2010. С. 9–18.
  • What Kant Said, or Why Is It Impermissible to Lie for the Sake of Good? Что говорил Кант, или Почему невозможна ложь во благо? // О праве лгать / Сост. и ред. Р.Г. Апресян. М.: РОССПЭН, 2010. С. 112–131.
  • What Do I Understand Under Negative Ethics? Что я понимаю под негативной этикой? // Вестник Московского Университета. Сер. 7. Философия. 2009, № 6. С. 3-20.
  • Philosophy as A Utopia of Culture Философия как утопия для культуры // Вопросы философии. № 1. 2009. С. 11–17. 
  • Institute of Philosophy ((Notes to the Anniversary) Институт философии (заметки к юбилею) // Вопросы философии. № 6. 2009. С. 3–12 (соавт. В.А. Лекторский).
  • Tolerance, the Human Rights, Dialogue of Culture Толерантность, права человека, диалог культур // Всеобщая декларация прав человека: универсализм и многообразие опытов. М., 2009. С. 32–43.
  • To Build an Ideal Society Within Oneself. Построить идеальное общество в себе самом // Зиновьевские чтения в Московском университете. Материалы Международной научной конференции (6–7 ноября 2008). М.: Современные Тетради, 2009. С. 26–32.
  • Philosophy in Russia: History and Present State Философия в России: прошлое и настоящее // Российская постсоветская философия: опыт самоанализа. Munchen; Berlin, 2009. C. 13–40.
  • The Institute of Philosophy (Notes for the Anniversary) // Russian Studies in Philosophy. Vol. 48. 2009. № 1. P.12–26.
  • Philosophical Notes Философские заметки // Вопросы философии. № 10. 2009. С. 3–16.
  • Philosophy in Russia: History and Present State // Diogenes. № 222&223. 2009. P. 3–23 (with Vladislav A. Lektorsky).
  • Notes to the Anniversary. Заметки к юбилею // Наш философский дом. М.: Прогресс-Традиция, 2009. С. 242–262 (соавт. В.А. Лекторский).
  • Philosophy – “A Tale” for the Adults. Философия – «сказка» для взрослых // Сократ. № 1. 2009. С. 16–18.
  • Philosophy as Utopia of Culture // 2007 – World Philosophy Day. Istanbul; Ankara, 2009. P.103–108.
  • Buddhism as an Ethics-centered Worldview // The Journal of Oriental Studies. Vol. 19. 2009. Р. 86–91.
  • A Democracy for Russia, A Russia for Democracy // Russian Studies in Philosophy. Vol. 47. № 4. 2009. Р. 74–84.
  • Morality: between an Individual and Society (On the Problem 0f the Place of Morality in the Modern Society) Мораль: между индивидом и обществом (к вопросу о месте морали в современном обществе) // Общественная мораль: философские, нормативно-этические и прикладные проблемы / Под ред. Р.Г. Апресяна. М.: Альфа-М, 2009. С. 36–49.
  • Goals and Values: How Is the Moral Action  Possible? Цели и ценности: как возможен моральный поступок? // Этическая мысль: Современные исследования / Под ред. А.А. Гусейнова. М.: Прогресс-Традиция, 2009. С. 19–56.
  • Tolerance and the Dialogue of Cultures Толерантность и диалог культур // Диалог культур и партнерство цивилизаций: IX Международные Лихачевские научные чтения, 14–15 мая 2009 г. СПб.: Изд-во СПбГУП, 2009. С. 65–68.
  • Ethics and Morality in the Modern World Этика и мораль в современном мире // Этическая мысль: современные исследования. М.: Прогресс-Традиция, 2009. С. 5–18.
  • There Is No Philosophy Without Ethics Без этики нет философии // Логос, № 1 (64) 2008. С. 239-262
  • Philosophical Foundations of Ethics and the Ethical Pathos of Philosophy Философские основы этики и этический пафос философии // Проблемы этики. Философско-этический альманах: Вып. I.М.: Современные тетради, 2008. С. 7-23.
  • A Democracy for Russia, A Russia for Democracy Демократия для России, Россия для демократии // Демократия для России – Россия для демократии / Отв. ред. А.А. Гусейнов. М.: ИФ РАН, 2008. С. 51–56.
  • What We Speak about when we speak about the Dialogue of Civilizations О чем мы говорим, когда говорим о диалоге цивилизаций // Международная жизнь. 2008. № 3. С. 34–43.
  • Applied Ethics – Isn’t it Some Practice Itself? Прикладная этика – разве она сама не является практикой? // Ведомости НИИПЭ. Вып. 32: Прикладная этика: «КПД практичности» / Под ред. В.И. Бакштановского, Н.Н. Карнаухова. Тюмень: НИИПЭ, 2008. С. 124–135.
  • The Rational Faith of Leo Tolstoy Разумная вера Л.Н. Толстого // Сравнительная философия: знание и вера в контексте диалога культур. М.: Восточная литература, 2008. С. 288–304.
  • Ethik vor und nach Kant // Kant im Spiegel der russischen Kantforschung heute / Hrsg. N. Motroshilowa, N. Hinske. Stuttgart: Frommann-holzboog Verlag, 2008. S. 29–52.
  • “… A Questionnaire Expects the Telling Not About Life in General? But About the Life in the Profession/ In my Case This Difference is not Great” «…Анкета предполагает рассказ не о жизни в целом, но о жизни в профессии. В моем случае эта разница невелика» // Ведомости НИИПЭ. Вып. 31: Жизнь в профессии: «история успеха» университетских интеллектуалов / Под ред. В.И. Бакштановского, Н.Н. Карнаухова. Тюмень: НИИПЭ, 2007. С. 74–86.
  • Not the Civilizations But The People Do Interact.Взаимодействуют не цивилизации, а люди // Невское время. 2007. № 183, 184, 185.
  • Is the Morality Irrespective of Religion Possible? Возможна ли мораль, независимая от религии? // Дни науки в Университете: Избранное / Науч. ред. Л.А. Санкина, Г.М. Бирженюка. СПб.: Изд-во СПбГУП, 2007. С. 564–572.
  • Is the Global Society without Global Ethos Possible?Возможно ли глобальное общество без глобального этоса? // Дни науки в университете. Избранное / Науч. ред. Л.А. Санкина, Г.М. Бирженюка. СПб.: Изд-во СПбГУП, 2007. С. 561–564.
  • What Practice is Adequate to Philosophy? Какая практика адекватна философии? // Мир науки. 2007. № 2. С. 2–8.
  • Negative Ethics. Негативная этика // День философии в Университете. СПб.: Изд-во СПбГУП, 2007. С. 43–74 [Дискуссионный клуб Университета. Вып. 12].
  • The Negative Context of the Kant’s Categorical Imperative. Негативный контекст категорического императива Канта // Иммануил Кант: наследие и проект / Под ред. Н.В. Мотрошиловой, В.С. Степина. М.: Канон+ Реабилитация, 2007. С. 250–258.
  • The Problem of Justice in the Global Perspective. Проблема справедливости в глобальной перспективе // Россия в глобализирующемся мире: мировоззренческие и социокультурные аспекты / Отв. ред. В.С. Степин. М.: Наука, 2007. С. 105–118 (соавт. Р.Г. Апресян, А.В. Прокофьев).
  • Freedom, Free Will, Moral Responsibility.Свобода, свобода воли, нравственная ответственность // Философия, общество, культура. Самара: изд-во Самарского гос. ун-та, 2007. С. 77–98.
  • Alexander Zinoviev’s Teaching of Life. Учение о жизни Александра Зиновьева // Знание. Понимание. Умение. 2007. № 3. С. 10–15.
  • Philosophy as  Utopia of Culture. Философия как утопия культуры // Вестник Российского Философского Общества. 2007. № 4(44). С. 39–42.
  • The Ethics of Intercultural Dialogue. Этика межкультурного диалога // Россия в глобализирующемся мире: мировоззренческие и социокультурные аспекты / Отв. ред. В.С. Степин. М.: Наука, 2007. С. 119–136.
  • The Ethical Expertize: Temptations and Opportunities. Этическая экспертиза: соблазны и возможности // Ведомости НИИПЭ. Вып. 30: Миссия университета / Под ред. В.И. Бакштановского, Н.Н. Карнаухова. Тюмень: НИИПЭ, 2007. С. 63–75.
  • What are we talking about when we talk about the dialogue of civilizations? // Dialogue of cultures and civilizations in the Global World. The 7th International Likhachov Scientific Conference, May 24–25, 2007. St. Petersburg: SPbUHSS Publishers, 2007. P. 39–43.
  • Introduction: On the Subject of Ethics. Введение: о предмете этики // Этика: Учебник для философских факультетов / Под общ. ред. А.А. Гусейнова, Е.Л. Дубко. М.: Гардарики, 2006. С. 5–32.
  • Is the Morality Irrespective of Religion Possible? Возможна ли мораль независимая от религии? // Гуманитарные проблемы современной цивилизации: VI Международные Лихачевские научные чтения, 26–27 мая 2006 года / Составитель и отв. ред. Г.М. Бирженюк. СПб.: Изд-во СПбГУП, 2006. С. 30–33.
  • Twenty Years Later: “Where the Table Was Full of Viands, Is A Coffin  Standing”. Двадцать лет спустя: «Где стол был яств, там гроб стоит» // Ведомости НИИПЭ. Вып. 29: Этический консилиум / Ред. В.И. Бакштановский, Н.Н. Карнаухов. Тюмень: НИИПЭ, 2006. С. 24–38.
  • The Golden Rule of Morality. Золотое правило нравственности // День знаний в университете. Вып. 11: 1 сентября 2005 / Науч. ред. И.Г. Абрамова. СПб.: Изд-во СПбГУП, 2006. С. 37–45.
  • The Ideas of Universalism and Originality (On the Possibility of the Global Ethos). Идеи универсализма и самобытности (о возможности глобального этоса) // Наука и религия. Междисциплинарный и кросскультурный подход. Научные труды. М.: Канон+, 2006. С. 26–42.
  • Morality and Violence: The Imperative of Non-Violence. Мораль и насилие: Императив ненасилия // Этика: Учебник для философских факультетов / Под общ. ред. А.А. Гусейнова, Е.Л. Дубко. М.: Гардарики, 2006. С. 475–486.
  • Morality and Violence: The Notion of Violence. Мораль и насилие: Понятие насилия // Этика: Учебник для философских факультетов / Под общ. ред. А.А. Гусейнова, Е.Л. Дубко. М.: Гардарики, 2006. С. 393–417.
  • Morality and Violence: Capital Punishment. Мораль и насилие: Смертная казнь // Этика: Учебник для философских факультетов / Под общ. ред. А.А. Гусейнова, Е.Л. Дубко. М.: Гардарики, 2006. С. 452–463.
  • Morality and Violence: Euthanasia. Мораль и насилие: Эвтаназия // Этика: Учебник для философских факультетов / Под общ. ред. А.А. Гусейнова, Е.Л. Дубко. М.: Гардарики, 2006. С. 464–474.
  • The Normative Programs of Ethics and the Personal Moral Choice. Нормативные программы этики и моральный выбор личности // Этика: Учебник для философских факультетов / Под общ. ред. А.А. Гусейнова, Е.Л. Дубко. М.: Гардарики, 2006. С. 487–491.
  • Education: Traditional Foundations, New Ways. Образование: традиционные основы, новые пути // Знание. Понимание. Умение. 2006. № 4. С. 29–30.
  • The Main Moral Notions and The Milestones of the History of Ethics: Duty; I. Kant “Groundwork of the Metaphysic of Morals”. Основные моральные понятия и вехи истории этики: Долг; И. Кант. «Основоположение к метафизике нравов» // Этика: Учебник для философских факультетов / Под общ. ред. А.А. Гусейнова, Е.Л. Дубко. М.: Гардарики, 2006. С. 60–84.
  • The Main Moral Notions and The Milestones of the History of Ethics:  Happiness and Virtue; Aristotle. “Nicomachean Ethics”. Основные моральные понятия и вехи истории этики: Счастье и добродетель; Аристотель. «Никомахова этика» // Этика: Учебник для философских факультетов / Под общ. ред. А.А. Гусейнова, Е.Л. Дубко. М.: Гардарики, 2006. С. 33–59.
  • The Rational Faith of Tolstoy. Разумная вера Толстого // «Толстой. Новый век». 2006. № 2. С. 85–100.
  • Freedom and Justice: Junction Points. Свобода и справедливость: точки сопряжения // Ведомости НИИПЭ. Вып. 28: Свобода и/или справедливость / Ред. В.И. Бакштановский, Н.Н. Карнаухов. Тюмень: НИИПЭ, 2006. С. 17–83.
  • What Is the Ethics of Nonviolence? Что такое этика ненасилия? // Идеи ненасилия в XXI веке: Сборник научных докладов. Пермь: Изд-во Пермского гос. тех. ун-та, 2006. С. 10–18.
  • Tolstoy’s Theory of Nonviolence // Philosophy now. Issue 54 Feb/Mar. 2006. P. 14–16.
  • The Idea of Nonviolence – A Utopia of Our Time. Идея ненасилия – утопия современности // Ученые записки гуманитарного факультета ПГТУ. Пермь: Изд-во Пермского гос. тех. ун-та, 2005. С. 4–10.
  • Name Obliges. Имя обязывает // Ведомости НИИПЭ. Вып. 27: Самоопределение университета: нормативные модели и отечественные реалии / Ред. В.И. Бакштановский, Н.Н. Карнаухов. Тюмень: НИИПЭ, 2005. С. 79–87.
  • Who Is the Education Ruled by? Кто «рулит» образованием? // Ведомости НИИПЭ. Вып. 26: Этика образования / Ред. В.И. Бакштановский, Н.Н. Карнаухов. Тюмень: НИИПЭ, 2005. С. 215–222.
  • We are Russian Philosophers. Мы философы России // Вестник Российского Философского общества. 2005. № 1. С. 29–31.
  • N.V.Motroshilova and the Philosophers – People of the Sixties. Н.В. Мотрошилова и философы-шестидесятники. Предисловие // Мотрошилова Н.В. Работы разных лет: избранные статьи и эссе. М.: Феноменология–Герменевтика, 2005. С. 4–12.
  • Nothing besides Rage and Pride. Ничего кроме ярости и гордости // Восточный свет. Приложение к газете «Татарский мир». 2005. № 5–6. С. 1–2.
  • On the Text-books of the History of Philosophy. Introduction. Об учебниках по истории философии. Предисловие // Электронная библиотека. История философии. М.: Бизнессофт, 2005 [электронное издание].
  • On the Possibility of the Global Ethos. О возможности глобального этноса // Диалог культур в глобализирующемся мире: мировоззренческие аспекты / Отв. ред. А.А. Гусейнов, В.С. Степин. М.: Наука, 2005. С. 170–186.
  • On the Sociological  Op-ens of Alexander Zinoviev. О социологической публицистике Александра Зиновьева // Зиновьев А. Распутье. М.: Элефант, 2005. С. 3–8.
  • Education, Teaching, Upbringing. Образование, обучение, воспитание // Ведомости НИИПЭ. Вып. 26: Этика образования / Ред. В.И. Бакштановский, Н.Н. Карнаухов. Тюмень: НИИПЭ, 2005. С. 88–101.
  • The Problem of Justice in the Perspective of Globalization. Проблема справедливости в перспективе глобализации // Диалог культур в глобализирующемся мире: мировоззренческие аспекты / Отв. ред. А.А. Гусейнов, В.С. Степин. М.: Наука, 2005. С. 123–150 (соавт. Р.Г. Апресян, А.В. Прокофьев).
  • Russia Can Surely Be Called a Philosophical Country. Россию вполне можно назвать философской страной // Экономическая и философская газета. 2005. № 48–49. Декабрь.
  • Three Stages of European Ethics. Три стадии европейской этики // Культура и глобальные вызовы мирового развития: V Международные Лихачевские научные чтения, 19–20 мая 2005 года / Сост. и отв. ред. Г.М. Бирженюк. СПб.: Изд-во СПбГУП, 2005. С. 87–91.
  • “Philosophy Teaches to Live Worthily. «Философия учит достойно жить». Выступление на IV Всемирном Дне философии, 17 ноября 2005 г. // Вестник Российского Философского Общества. 2005. № 4. С. 105–108.
  • The Ethical Works and the Ethical System of Aristotle. Этические сочинения и этическая система Аристотеля // Аристотель. Евдемова этика. Пер. с древнегреч. / Издание подготовлено М.А. Солоповой. М.: ИФРАН, 2005. С. 382–408. Введение: о предмете этики // Этика: Учебник для философских факультетов / Под общ. ред. А.А. Гусейнова, Е.Л. Дубко. М.: Гардарики, 2004. С. 5–32.
  • Is the Moral Justification of Violence Possible? Возможно ли моральное обоснование насилия? // Вопросы философии. 2004. № 3. С. 19–28.
  • Live and Forget!  Introduction. Живи и забудь! Предисловие // Зиновьев А. Живи. СПб.: Нева, 2004. С. 4–18.
  • The Law of Violence and the Law of Love. Закон насилия и закон любви (теоретический комментарий к одноименному трактату Л.Н. Толстого) // Человек. Наука. Цивилизация. К 70-летию со дня рождения В.С. Степина. М.: Канон+, 2004. С. 722–738.
  • Morality and Violence: The Imperative of Nonviolence. Мораль и насилие: Императив ненасилия // Этика: Учебник для философских факультетов / Под общ. ред. А.А. Гусейнова, Е.Л. Дубко.. М.: Гардарики, 2004. С. 475–486.
  • Morality and Violence: The Notion of Violence. Мораль и насилие: Понятие насилия // Этика: Учебник для философских факультетов / Под общ. ред. А.А. Гусейнова, Е.Л. Дубко. М.: Гардарики, 2004. С. 393–417.
  • Morality and Violence: Capital Punishment. Мораль и насилие: Смертная казнь // Этика: Учебник для философских факультетов / Под общ. ред. А.А. Гусейнова, Е.Л. Дубко. М.: Гардарики, 2004. С. 452–463.
  • Morality and Violence: Euthanasia. Мораль и насилие: Эвтаназия // Этика: Учебник для философских факультетов / Под общ. ред. А.А. Гусейнова, Е.Л. Дубко. М.: Гардарики, 2004. С. 464–474.
  • Morality and Politics: The Aristotle’s Lessons. Мораль и политика: уроки Аристотеля // Ведомости НИИПЭ. Вып. 24: Политическая этика: социокультурный контекст / Ред. В.И. Бакштановский, Н.Н. Карнаухов. Тюмень: НИИПЭ, 2004. С. 94–128.
  • Moral Demagogue as a Social Phenomenon. Моральная демагогия как социальный феномен // Школьные перспективы. 2004. № 1. С. 10–14.
  • The Normative Programs of Ethics and the Personal Moral Choice. Нормативные программы этики и моральный выбор личности // Этика: Учебник для философских факультетов / Под общ. ред. А.А. Гусейнова, Е.Л. Дубко. М.: Гардарики, 2004. С. 487–491.
  • On the Assignment of Philosophy. О назначении философии // Философия и история философии. К 90-летию академика Т.И. Ойзермана. М.: Канон+, 2004. С. 88–118.
  • The Discussion of The  T.I.Oizerman’s book “Marxism and Utopianism”. Обсуждение книги Т.И. Ойзермана «Марксизм и утопизм» // Вопросы философии. 2004. № 2. С. 50–52.
  • On Man and the Meaning of Life. О человеке и смысле жизни // Наука. Общество. Человек. К 75-летию со дня рождения академика И.Т. Фролова. М.: Наука, 2004. С. 219–229.
  • The Main Moral Notions and the Milestones of the History of Ethics: Duty. I.Kant. “Groundwork of the Metaphysic of Morals”.  Основные моральные понятия и вехи истории этики: Долг; И. Кант. «Основоположение к метафизике нравов» // Этика: Учебник для философских факультетов / Под общ. ред. А.А. Гусейнова, Е.Л. Дубко. М.: Гардарики, 2004. С. 60–84.
  • The Main Moral Notions and the Milestones of the History of Ethics: Happiness and Virtue; Aristotle. “Nicomachean Ethics”. Основные моральные понятия и вехи истории этики: Счастье и добродетель; Аристотель. «Никомахова этика» // Этика: Учебник для философских факультетов / Под общ. ред. А.А. Гусейнова, Е.Л. Дубко. М.: Гардарики, 2004. С. 33–59.
  • Reflections on the Applied Ethics. Размышления о прикладной этике // Ведомости НИИПЭ. Вып. 25: Общепрофессиональная этика / Ред. В.И. Бакштановский, Н.Н. Карнаухов. Тюмень: НИИПЭ, 2004. С. 148–159.
  • The Teaching of Alexander Zinoviev’s Life. Учение о житии Александра Зиновьева // Зиновьев А. Иди на Голгофу. СПб.: Нева, 2004. С. 4–24.
  • Ethics and Morality. Этика и мораль // Наша школа. 2004. № 3. С. 17–21.
  • The Ethics of nonviolence – the Demand of the Time. Этика ненасилия – веление времени // Религия в изменяющейся России. Сообщения и тезисы II Российской научно-практической конференции (11–12 мая 2004 г.) / Отв. ред. М.Г. Писманик. Т. 2. Пермь: Изд-во Пермского гос. тех. ун-та, 2004. С. 53–64.
  • Ethics and Democracy: On the Danger of Moral Demagoguery // Democracy and the Quest for Justice. Russian and American Perspectives / Eds. William Gay, Tatiana Alekseeva. Amsterdam; New York: Rodopi, 2004. P. 37–43.
  • Moral und Politik. Ein Kommentar zu Leo Trotzkijs “Ihre Moral und unsere” // Politik, Moral und Religion – Gegensätze und Ergänzungen. Festschrift zum 65. Geburtstag von Karl Graf Ballestrem / Herausgegeben von Lothar R. Waas. Berlin: Duncker & Humblot, 2004. S. 323–341 [Beiträge zur Politischen Wissenschaft. Band 132].
  • Introduction. // The History of Ethics. Text-book. Введение // История этических учений: Учебник. М.: Гардарики, 2003. С. 5–6.
  • Europe: Antiquity// The History of Ethics. Text-book Европа: античность // История этических учений: Учебник. М.: Гардарики, 2003. С. 310–445.
  • Europe: XIX–XX. Chapter I. Antinormative Turn in Ethics. Европа: XIX–XX вв. Глава I. Антинормативный поворот в этике. § 1–3 // The History of Ethics. Text-book  История этических учений: Учебник. М.: Гардарики, 2003. С. 663–695.
  • Europe, XIX-Xx. Chapter III. Modern Discussions and Tendencies. Европа XIX – XX вв. Глава III. Современные дискуссии и тенденции. § 2 // The History of Ethics. Text-book История этических учений: Учебник. М.: Гардарики, 2003. С. 761–765.
  • The Moral canon of Antiquity: Homer, Hesiod, Seven Sages. Моральный канон античности: Гомер, Гесиод, Семь мудрецов // Х Рождественские образовательные чтения «Философская этика и нравственное богословие». Материалы конференции Института философии РАН, Москва, 29 января 2002 г. М.: Изд-во фонда «Христианская жизнь», 2003. С. 84–118.
  • On the idea of Absolute Morality. Об идее абсолютной морали // Вопросы философии. 2003. № 3. С. 3–12.
  • On the Ethical Education. Об этическом образовании // Вестник Российского Философского Общества. 2003. № 2. С. 53–55.
  • The Concept of Morality. Понятие морали // Этическая мысль. Вып. 4 / Под ред. А.А. Гусейнова. М.: ИФ РАН, 2003. С. 3–13.
  • The Acts of Terror September 11 and the Ideal of Nonviolence. Террористические акты 11 сентября и идеал ненасилия // Насилие и ненасилие: философия, этика, политика. Материалы международной Интернет-конференции , проходившей 15 мая – 31 июля 2002 года на информационно-образовательном портале www.auditorium.ru / Под ред. Р.Г. Апресяна. М.: Фонд независимого радиовещания, 2003. С. 71–85.
  • What is Good? Что такое благо? // Философия и социально-гуманитарное познание. Юбилейные чтения. М.: Полиграф-информ, 2003. С. 273–277.
  • Goals and Values: How is Moral Action Possible? // The Idea of Values / Ed. W. McBride. Philosophy Documentation Center, 2003. P. 49–76.
  • On the Concept of Morality // Social Sciences. 2003. 34(1). P. 92–105.
  • The Subjunctive Mood of Morality // Russian Studies in Philosophy. 2003. Vol. 41. № 1. P. 5–45.
  • Gospel of Tolstoy (on the Treatise “The Law of Violence and the Law of Love”) Евангелие от Толстого (о трактате «Закон насилия и закон любви») // Философия ненасилия Л.Н. Толстого: точки зрения. Коллективная монография. Екатеринбург: Изд-во Уральского гос. ун-та, 2002. С. 83–105.
  • The Leo Tolstoy’s Teaching and Modern Discussions on Nonviolence. Учение Л.Н. Толстого и современные дискуссии о ненасилии // Сибирские философские школы: Сборник материалов. Новосибирск: НГАЭиУ, 2002. С. 33–48.
  • Goals and Values: How is Moral Action Possible? Цели и ценности: как возможен моральный поступок // Этическая мысль. Вып. 3 / Под ред. А.А. Гусейнова. М.: ИФ РАН, 2002. С. 3–38.
  • Ethics as a Subject: the Practice of Non-doctrinal Teaching. Этика как учебная дисциплина: опыт недоктринального преподавания // Человек – Культура – Общество. Материалы международной конференции. Т. 2. М., 2002. С. 135–139.
  • In What Meaning can we Speak about the Crisis of Education? В каком смысле можно говорить о кризисе образования? // Наука и образование на пороге третьего тысячелетия: Материалы Международного конгресса, состоявшегося 3–6 октября 2000 г. в Минске в рамках реализации решений Всемирной конференции по науке, организованной совместно ЮНЕСКО и МСНС (Будапешт, 1999), и Всемирного образовательного форума (Дакар, 2000) / Под ред. А.П. Войтович и др. Минск: Аналитический центр НАН Белоруссии, 2001. С. 281–291.
  • In What Meaning can we Speak about the Crisis of Education? В каком смысле можно говорить о кризисе образования? // Социология. Минск, 2001. № 1. С. 48–53.
  • Law and Action (Aristotle, Kant, M.M.Bakhtin).  Закон и поступок (Аристотель, Кант, М.М. Бахтин) // Этическая мысль. Вып. 2 / Под ред. А.А. Гусейнова. М.: ИФ РАН, 2001. С. 3–26.
  • The Religious and Moral Teaching of Leo Tolstoy. Религиозно-нравственное учение Л.Н. Толстого // История русской философии: Учебник для вузов / Под ред. М.А. Маслова, др. М.: Республика, 2001. С. 271–285.
  • The Subjunctive Mood of Morality. Сослагательное наклонение морали // Вопросы философии. 2001. № 5. С. 3–33.
  • Philosophy: Between Knowledge and Values. Философия: между знаниями и ценностями // Философские науки. 2001. № 2. С. 47–67.
  • A Man and His Deed. Человек и его дело // Академик Иван Тимофеевич Фролов: Очерки. Воспоминания. Материалы / Составитель Г.Л. Белкина. М.: Наука, 2001. С. 260–265.
  • What Are We? Что же мы такое? // Человек. 2001. № 2. С. 5–19.
  • Ethics and Morality in the Contemporary World. Этика и мораль в современном мире // Вестник Московского Университета. Серия «Философия». 2001. № 1. С. 18–26.
  • Ethics and Philosophy of Nonviolence. Этика и философия ненасилия // Толерантность: Материалы летней школы молодых ученых «Россия–Запад: философские основания социокультурной толерантности», Екатеринбург, сентябрь 2000 г. / Науч. ред. М.Б. Хомяков. Ч. 2. Екатеринбург: Изд-во Уральского гос. ун-та, 2001. С. 235–272.
  • The Marxist Traditions in Ethics. Марксистские традиции в этике // Оправдание морали: Сборник научных статей к 70-летию Ю.В. Согомонова / Отв. ред. В.И. Бакштановский, Ю.В. Согомонов. М.; Тюмень: Издание Центра прикладной этики и НИИ прикладной этики ТюмГНГУ, 2000. С. 6–20.
  • Violence as the Subject of Ethics and the Philosophy of History. Насилие как предмет этики и философии истории // Вестник Российского Философского Общества. 2000. № 4. С. 11–18.
  • About Zinoviev and his Sociology. О Зиновьеве и его социологии // Зиновьев А.А. На пути к сверхобществу. М.: Изд-во Центрполиграф, 2000. С. 5–21.
  • On the Place of Philosophy in the System of Higher Education. О месте философии в системе высшего образования // Вестник Российского Философского Общества. 2000. № 2. С. 7–12.
  • Ethics of Good Will. Этика доброй воли // ИммануилКант. Лекции по этике: Пер. с нем. / Общая редакция, составление А.А. Гусейнова. М.: Республика, 2000. С. 5–36.
  • Ethics and Morality in the Contemporary World. Этика и мораль в современном мире // Этическая мысль. Вып. 1 / Под ред. А.А. Гусейнова. М.: ИФ РАН, 2000. С. 4–15.
  • Albert Schweitzer.  Альберт Швейцер // История философии: Запад – Россия – Восток: Учебник для студентов вузов / Под ред. Н.В. Мотрошиловой, А.М. Руткевича. Кн. 4: Философия ХХ в. М.: «Греко-латинский кабинет» Ю.А. Шичалина, 1999. С. 192–203.
  • Introduction: On the Subject of Ethics. Введение: о предмете этики // Этика: Учебник для философских факультетов / Под общ. ред. А.А. Гусейнова, Е.Л. Дубко. М.: Гардарики, 1999. С. 5–32.
  • Global Ethos as a Problem. Глобальный этос как проблема // Этос глобального мира / Составитель В.И. Толстых. М.: Восточные литературы, 1999. С. 14–29.
  • Democracy – Mora than Liberalism. Демократия – больше, чем либерализм // Новая Россия (Воскресенье). 1999. № 1. С. 6–7.
  • Marxism and Ethics. Марксизм и этика // Карл Маркс и современная философия: Сборник материалов научной конференции к 180-летию со дня рождения К. Маркса / Отв. ред. Н.И. Лапин. М.: ИФ РАН, 1999. С. 159–167.
  • Mrality and Violence: Imperative of Nonviolence. Мораль и насилие: Императив ненасилия // Этика: Учебник для философских факультетов / Под общ. ред. А.А. Гусейнова, Е.Л. Дубко. М.: Гардарики, 1999. С. 475–486.
  • Morality and Violence: The Concept of Violence. Мораль и насилие: Понятие насилия // Этика: Учебник для философских факультетов / Под общ. ред. А.А. Гусейнова, Е.Л. Дубко. М.: Гардарики, 1999. С. 393–417.
  • Morality and Violence: Capital Punishment. Мораль и насилие: Смертная казнь // Этика: Учебник для философских факультетов / Под общ. ред. А.А. Гусейнова, Е.Л. Дубко. М.: Гардарики, 1999. С. 452–463.
  • Morality and Violence: Euthanasia. Мораль и насилие: Эвтаназия // Этика: Учебник для философских факультетов / Под общ. ред. А.А. Гусейнова, Е.Л. Дубко. М.: Гардарики, 1999. С. 464–474.
  • Morality and Reason. Мораль и разум // Разум и экзистенция: Анализ научных и вненаучных форм мышления / Под ред. И.Т. Касавина, В.Н. Поруса. СПб.: Изд-во РХГИ, 1999. С. 245–262.
  • Normative Programs of Ethic and Moral Choice. Нормативные программы этики и моральный выбор личности // Этика: Учебник для философских факультетов / Под общ. ред. А.А. Гусейнова, Е.Л. Дубко. М.: Гардарики, 1999. С. 487–491.
  • The Main Moral Notions and the Milestones of the History of Ethics: Duty. I.Kant. “Groundwork of the Metaphysic of Morals”.  Основные моральные понятия и вехи истории этики: Долг; И. Кант. «Основоположение к метафизике нравов» // Этика: Учебник для философских факультетов / Под общ. ред. А.А. Гусейнова, Е.Л. Дубко. М.: Гардарики, 1999. С. 60–84.
  • The Main Moral Notions and the Milestones of the History of Ethics:  Happiness and Virtue; Aristotle. “Nicomachean Ethics”. Основные моральные понятия и вехи истории этики: Счастье и добродетель; Аристотель. «Никомахова этика» // Этика: Учебник для философских факультетов / Под общ. ред. А.А. Гусейнова, Е.Л. Дубко. М.: Гардарики, 1999. С. 33–59.
  • The Concept of Violence. Понятие насилия // Философия, наука, цивилизация. Посвящается 65-летию со дня рождения академика РАН В.С. Степина / Отв. ред. В.В. Казютинский. М.: Едиториал УРСС, 1999. С. 293–308.
  • Philosophy as Ethics. (An Attempt of the Interpretation of Nietzsche). Философия как этика (Опыт интерпретации Ницше) // Фридрих Ницше и философия в России. Сборник статей / Под ред. Н.В. Мотрошиловой, Ю.В. Синеокой. СПб.: Изд-во РХГИ, 1999. С. 159–179.
  • Ethics. Этика // Вопросы философии. 1999. № 8. С. 81–91.
  • Ethics and the Idea of Global Society. Этика и идея глобального общества // Российская Цивилизация. Этнокультурные и духовные аспекты. К 70-летию профессора М.П. Мчедлова / Под ред. М.К. Горшкова и др. М.: РНИС и НП, 1999. С. 140–147.
  • Faith, God, and Nonviolence in the Teachings of Lev Tolstoy // Russian Studies in Philosophy. 1999. № 2. P. 89–103.
  • Is the Global Society Without Global Ethos Possible? Возможно ли глобальное общество без глобального этоса? // Гуманитарная культура как фактор преобразования России: Материалы международной научно-практической конференции, 21–22 мая 1998 г. / Отв. ред. В.Е. Триодин. СПб.: Изд-во СПбГПУ, 1998. С. 57–59.
  • The Notion of Violence. Понятие насилия // Толстой и современный мир: Сборник научных статей в 2 частях. Ч. 1: Идеи Л.Н. Толстого в контексте современной эпохи / Отв. ред. В.Б. Ремизов. Тула: Изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 1998 [XXIV Международные толстовские чтения].
  • Ethics and the Idea of Global Society. Этика и идея глобального общества // Российская цивилизация. Этнокультурные и духовные аспекты. М.: РНИС и НП, 1998. С. 140–147.
  • Faith, God, and Nonviolence in the Teachings of Lev Tolstoy.  Вера, бог и ненасилие в учении Льва Толстого // Свободная мысль. 1997. № 7. С. 46–56.
  • “Really Daring”. «Действительно дерзко» // Российская идея успеха: экспертиза и консультация: Сборник статей / Под ред. В.И. Бакштановского, В.А. Чурилова. Тюмень; М.: Центр прикладной этики и Финансово-инвестиционная корпорация «Югра», 1997. С. 51–58 [Этика успеха: Вестник исследователей, консультантов и ЛПР. Вып. 11].
  • Morality and Market. Мораль и рынок // Культура российского предпринимательства / Отв. ред. Н.А. Кормин. М.: ИФ РАН, 1997. С. 189–199.
  • Morality and Civilization. Мораль и цивилизация (От этики добродетелей к институциональной этике) // Философия культуры-97. Тезисы докладов на Российской научной конференции «Человек в культуре – культура в человеке», посвященной 60-летию проф. В.А. Конева (19–20 мая 1997 года, Самара). Самара: Изд-во Самарского ун-та, 1997. С. 17–24.
  • Moral Demand as Prohibition. Нравственные требования как запреты // День науки в Санкт-Петербургском гуманитарном университете профсоюзов. СПб.: Изд-во СПбГУП, 1997. С. 152–154.
  • Watch out! – Moral Demagogue. Осторожно: моральная демагогия //На рубеже веков. 1997. № 2. С. 57–64.
  • The Notion of Faith, God and Nonviolence in the Teaching of Leo Tolstoy. Понятие веры, бога и ненасилия в учении Л.Н. Толстого // Религия. Магия. Миф. Современные философские исследования / Под ред. В.Н. Поруса. М.: УРСС, 1997. С. 112–126.
  • A Word about Intelligentsia. Слово об интеллигенции // На рубеже веков. 1997. № 1. С. 64–71.
  • The Teaching of  Leo Tolstoy of Nonresistance to Evil by Force.  the Учение Л.Н. Толстого о непротивлении злу насилием // XXIII Международные Толстовские чтения: Тезисы докладов научной конференции (8–10 сентября 1997 г.). Тула: Изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 1997. С. 5–7.
  • What Do We Choose? Что мы выбираем? (Поведение избирателя как основа политической демократии) // Гражданское участие. Ответственность, сообщество, власть / Отв. ред. Р.Г. Апресян. М.: Аслан, 1997. С. 45–53.
  • Ethical Basis of European Identity // Multiculturalism, Identity, and Otherness / Ed. Nedret Kuran Burzoglu. Istanbul: Bogazici University Press, 1997. С. 57–61.
  • Buddha. Будда // Российская провинция. 1996. № 2. С. 123–131.
  • Confucius. Конфуций // Российская провинция. 1996. № 1. С. 138–145.
  • Morality and Reason. Мораль и разум // Научные и вненаучные формы знания. М., 1996. С. 183–201.
  • Nonviolence as an Intellectual Position. Ненасилие как интеллектуальная позиция // Л.Н. Толстой и традиции ненасилия в двадцатом веке (материалы симпозиума) / Отв. ред. Б.О. Николаичев. М.: Аслан, 1996. С. 4–7.
  • Nonviolence as the Truth of Life. Ненасилие как правда жизни // Опыт ненасилия в ХХ столетии. Социально-этические очерки / Под ред. Р.Г. Апресяна. М.: Аслан, 1996. С. 236–264.
  • On the Status of Ethics in the Contemporary Society. О статусе этики в современном обществе // Философские науки. 1996. № 1–4. С. 176–182.
  • The Teaching of Ethics in the Conditions of Pluralism of Culture and World Outlook. Преподавание этики в условиях культурно-мировоззренческого плюрализма // Реализация нового содержания гуманитарного образования в высшей школе. Материалы всероссийского совещания преподавателей гуманитарных наук вузов, г. Тверь, 19–20 апреля 1995 г. / Отв. ред. Т.П. Долгова. Тверь: Изд-во Тверского гос. тех. ун-та, 1996. С. 23–32.
  • A Word about Intelligentsia. Слово об интеллигенции // Новая Россия (Воскресенье). 1996. № 2. С. 18–25.
  • Ethics as a Subject: Non-doctrinal Version. Этика как учебная дисциплина: недоктринальная версия // День науки в Санкт-Петербургском гуманитарном университете профсоюзов: Материалы конференции 23–24 мая 1996 года / Отв. ред. В.Е. Триодин. СПб.: Изд-во СПбГУП, 1996. С. 197–202. Education for Democracy in Russia // Can Democracy be taught? / Ed. A.
  • Oldenquist. Bloomington: Phi Delta Kappa Educational Foundation, 1996. P. 155–173.
  • Moral und Vernunft (lehre der Antike) // Cognitio – Dynamik des Wissens und der Werte. Leipzig, 1996. D. 2. S. 1635–1642.
  • A boaster and а liar are cousins.  Красно поле рожью, а речь ложью // Новая Россия (Воскресенье). 1995. № 2. С. 132–135.
  • Moral Demagogue as a Form of  Apology of Violence. Моральная демагогия как форма апологии насилия // Вопросы философии. 1995. № 5. С. 5–12.
  • Justification of Morality as a Problem. Обоснование морали как проблема // Мораль и рациональность. Сборник статей / Под ред. Р.Г. Апресяна. М.: ИФ РАН, 1995. С. 48–63.
  • On Conscience. (A Word in One Polemics). О совести (слово в одной полемике) // Человек. 1995. № 4. С. 108–111.
  • Morality and Market. Нравственность и рынок // Российская провинция. 1994. № 4. С. 158–166.
  • The Concepts of Violence and Nonviolence. Понятия насилия и ненасилия // Вопросы философии. 1994. № 6. С. 35–41.
  • The Teaching of  Leo Tolstoy of Nonresistance to Evil by Force. Учение Л.Н. Толстого о непротивлении злу насилием // Свободная мысль. 1994. № 6. С. 68–81.
  • Die Idee des Absoluten als Bedingung der Moglichkeit von Moral // Der Mensch und seine Frage nach dem Absoluten / Hrsg. Peter Ehlen. Munchen: Kindt Verlag, 1994. S. 59–77.
  • Foreword. Afterword.//Nonviolence: Philosophy, Ethics, Politics. Предисловие. Заключение // Ненасилие: философия, этика, политика / Под ред. А.А. Гусейнова. М.: Наука, 1993. С. 5-6, 160–161.
  • Nonviolence. Ненасилие // Будь лицом: ценность гражданского общества / Под ред. В.И. Бакштановского, Ю.Г. Согомонова, В.А. Чурилова. Т. 1. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1993. С. 241–257.
  • Nonviolence – a New Perspective of the Society.  Ненасилие – новая перспектива общества // Ненасилие: философия, этика, политика / Под ред. А.А. Гусейнова. М.: Наука, 1993. С. 54–59.
  • Schweitzer A. The Origin of the Teaching of Reverence For Life. Швейцер А. Возникновение учения о благоговении перед жизнью и его значение для нашей культуры // Философские науки. 1993. №1–3. С. 75–84. Пер. с нем.
  • Ethics of Schweitzer. Этика Швейцера // Философские науки. 1993. № 1–3. С. 56–74.
  • Is Theory responsible for practice? // Studies in East European Thought. Vol. 45. 1993. № 1–2. P. 51–61.
  • Reverence For Life: The Gospel of Schweitzer. Благоговение перед жизнью: Евангелие от Швейцера // Швейцер А. Благоговение перед жизнью / Под общ. ред. А.А. Гусейнова, М.Г. Селезнева. М.: Прогресс, 1992. С. 522–545.
  • Love Your Enemies. Любите врагов ваших // Наука и религия. 1992. № 2. С. 10–13.
  • Is the Theory Responsible for the Practice? Ответственна ли теория за практику // Марксизм: pro и contra. М.: Республика, 1992. С. 59–70.
  • From the Class Priorities to the Universal Values. От классовых приоритетов к общечеловеческим ценностям // Квинтэссенция: Философский альманах. М.: Политиздат, 1992. С. 4–46 (соавт. В.С. Степин, В.М. Межуев, В.И. Толстых).
  • Pessimistic Humanism of Arthur Schopenhauer. Пессимистический гуманизм Артура Шопенгауэра // Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность. М.: Республика, 1992. С. 5–18 (соавт. А.П. Скрипник).
  • Ethics and Pluralism. Этика и плюрализм // Этическая мысль: Научно-публицистические чтения / Под ред. А.А. Гусейнова. М.: Республика, 1992. С. 5–11.
  • Ethics and pluralism. Этика и плюрализм // Истины и ценности на рубеже XX–XXI веков. Международный симпозиум / Отв. ред. Б.Н. Бессонов, И.З. Налетов. М.: Б.и., 1992. С. 54–60.
  • Ethics of Nonviolence. Этика ненасилия // Вопросы философии. 1992. № 3. С. 72–82.
  • Ethics of Trotsky. Этика Троцкого // Этическая мысль: Научно-публицистические чтения / Под ред. А.А. Гусейнова. М.: Республика, 1992. С. 264–285.
  • The Two-level Structure of Values in the Stoic Ethics. Двухуровневая структура ценностей в стоической этике // Этика стоицизма: традиции и современность / Под ред. А.А. Гусейнова. М: ИФ РАН, 1991. С. 9–27.
  • Nonviolence and the Perspectives of Society. Ненасилие и перспективы общества // Этика ненасилия. Материалы международной конференции / Под общ. ред. А.А. Гусейнова. М.: Философское Общество СССР, 1991. С. 15–22.
  • About the Party and Party Morals. О партии и партийных нравах // Освобождение духа / Под ред. А.А. Гусейнова, В.И. Толстых. М.: Политиздат, 1991. С. 272–284.
  • Foreword.//Ethics of Nonviolence. Предисловие // Этика ненасилия. Материалы международной конференции / Под общ. ред. А.А. Гусейнова. М.: Философское Общество СССР, 1991. С. 3–5.
  • 198 Ways of Nonviolent Actions. 198 методов ненасильственных действий // Философские науки. 1991. № 12. С. 33–40.
  • Zur Geschichte und aktuellen Situation der Ethik in der Sowjetunion // Studies in Soviet Thought. Vol. 42. 1991. P. 195–206.
  • Morality and Violence. Мораль и насилие // Вопросы философии. 1990. № 5. С. 127–136.
  • Nonviolence and the Perspectives of the Society. Ненасилие и перспективы общества // Философские науки. 1990. № 11. С. 83–89.
  • The Norms of Culture are the Norms of Human Freedom. Нормы культуры есть нормы человеческой свободы // Культура и перестройка: нормы, ценности, идеалы / Отв. Ред. И.К. Кучмаева. М.: ИФ АН СССР, 1990. С. 80–84.
  • Moral Alternatives of Perestroika. Нравственные альтернативы перестройки // Философская и социологическая мысль. 1990. № 7. С. 3–15.
  • On Applied Ethics in General and Euthanasia in Particular. О прикладной этике вообще и эвтаназии в частности: Послесловие к ст. Ф. Фут «Эвтаназия» // Философские науки. 1990. № 6. С. 80–84.
  • Perestroika: A New Image of Morality. Перестройка: новый образ морали // Этическая мысль: Научно-публицистические чтения / Под ред. А.А. Гусейнова. М.: Политиздат, 1990. С. 5–13.
  • Ethics of Schopenhauer. Этика Шопенгауэра // Шопенгауэр А. Афоризмы житейской мудрости / Общ. ред. А.А. Гусейнова, А.П. Скрипника. М.: Философское Общество СССР, 1990. С. 3–17 (соавт. А.П. Скрипник).
  • Etyka: nowe perspektywy // Etyka. 1990. № 25. S. 251–269.
  • Soviet Ethics and New Thinking // In the Interest of Peace. A Spectrum of Philosophical Views / Eds. Kenneth H. Klein, Joseph C. Kunkel. New Hampshire: Longwood Academic, 1990. P. 117–123.
  • Bioethics: the Start of Collaboration with the American Colleagues. Биоэтика: начало сотрудничества с американскими коллегами // На грани жизни и смерти: Краткий очерк современной биоэтики в США. Перевод с английского. М.: Знание, 1989. С. 3–5.
  • My Reproach Is of Purely Ethical Kind: You shouldn’t Put a Brave Face on a Sorry Business. Мой упрек чисто этического свойства: не надо делать хорошую мину при плохой игре // Освоение без отчуждения: Материалы экспертного опроса / Под ред. В.И. Бакштановского. Тюмень: ИПОС, 1989. С. 23–26.
  • Science, Morality, Man. Наука, мораль, человек // Человек в системе наук. Сборник статей / Под ред. И.Т. Фролова. М.: Наука, 1989. С. 101–110.
  • Some Lessons of the Discussion on the Party Ethics. Некоторые уроки дискуссии о партийной этике // Партийная этика: Документы и материалы дискуссии 20-х годов / Сост. и автор примеч. М.А. Макаревич; под ред. А.А. Гусейнова. М.: Политиздат, 1989. С. 212–223.
  • Nature as the Value of Culture. Природа как ценность культуры // Экология, культура, образование / Отв. ред. Н.М. Мамедов. М.: Б.и., 1989. С. 5–7.
  • A Difficult Way to the Moral Shrines. Трудный путь к моральным святыням // Пульс. Молодежный общественно-политический ежегодник / Составитель С.Н. Дмитриев. М.: Молодая гвардия, 1989. С. 98–111.
  • Die neue Stellung der Wissenschaft: ethische Aspekte // Zeitschrift für Wissenschaftsforschung. Graz: Universität Verlag, 1989. S. 37–42.
  • More Morality, but Not Moralizing. Больше морали, но не морализаторства // Перестройка и нравственность. Сборник статей / Составитель М.В. Искров. Баку: Азернешр, 1988. С. 19–29.
  • Communism and Morality. Коммунизм и мораль // Этическая мысль: Научно-публицистические чтения / Под ред. А.А. Гусейнова. М.: Политиздат, 1988. С. 80–97.
  • Morality: the History of the Notion in the Soviet Ethics. Мораль: история понятия в советской этике // Что такое мораль? Сборник статей / Под ред. Р.В. Петропавловского. М.: ИФ АН СССР, 1988. С. 23–34.
  • Morality without Moralizing. Мораль без морализаторства // Коммунист. 1988. № 13. С. 80–90.
  • Science and Humanism. Наука и гуманизм // Философские науки. 1988. № 8. С. 115–116.
  • New Thinking and Ethics. Новое мышление и этика // Этическая мысль: Научно-публицистические чтения / Под ред. А.А. Гусейнова. М.: Политиздат, 1988. С. 11–19.
  • Soviet Ethics: the Problem of Correlation of Class and Universal. Советская этика: проблема соотношения классового и общечеловеческого // Человек и нравственность в условиях перестройки. Материалы III Советско-болгарской научно-практической конференции по проблемам нравственности, 1–3 июля 1987 г. / Под ред. Р.Г. Янковского и др. Минск: Беларусь, 1988. С. 67–75.
  • Ethics of a Party-member. Этика партийца // Правда. 1988. 22 августа.
  • The Historical Images of Morality. Исторические образы морали. Вступительная статья // Оссовская М. Рыцарь и буржуа: исследование по истории морали. М.: Прогресс, 1987. С. 5–22 (соав. К.А. Шварцман).
  • Some Lessons of the Discussion on the Party Ethics. Некоторые уроки дискуссии о партийной этике // Философские науки. 1987. № 11. С. 46–52.
  • Normative Tasks of Ethics and  the Moral Portrait of a Revolutionary (Life and Struggle of Ernesto Che Guevara). Нормативные задачи этики и моральный облик революционера (на примере жизни и борьбы Эрнесто Че Гевара) // Методологические проблемы исследования социалистической морали и нравственного воспитания / Под ред. А.И. Титаренко, Б.О. Николаичева. М.: Изд-во МГУ, 1987. С. 225–238.
  • The Elements of Marxist-Leninist Ethics: A Text-book for Colleges. Основы марксистско-ленинской этики: Учебное пособие для техникумов. М.: Высшая школа, 1987. 240 с. (соавт. Р.Г. Апресян, А.П. Скрипник).
  • Етиката като наука и убеждение // Идеологически ценности и нравственно формиране на личността. София, 1986. С. 480–489.
  • The Critique of Contemporary Bourgeois Ethics. Критика современной буржуазной этики // Марксистская этика: Учебное пособие для вузов (3-е изд., доработанное и дополненное). М.: Политиздат, 1986. С. 311–357 (соавт. А.И. Титаренко).
  • Morality. Мораль // Общественное сознание и его формы / Под ред. В.И. Толстых. М.: Политиздат, 1986. С. 144–202.
  • The Moral Principles of Socialism and Communism. Моральные принципы социализма и коммунизма // Марксистская этика: Учебное пособие для вузов (3-е изд., доработанное и дополненное). М.: Политиздат, 1986. С. 189–229.
  • Moral Upbringing. Нравственное воспитание // Марксистская этика: Учебное пособие для вузов (3-е изд., доработанное и дополненное). М.: Политиздат, 1986. С. 230–254.
  • The Subject of Ethics. Предмет этики // Марксистская этика: Учебное пособие для вузов (3-е изд., доработанное и дополненное). М.: Политиздат, 1986. С. 9–31.
  • The Problem of The Goals of Moral Upbringing in the Light of the History of Ethics. Проблема целей нравственного воспитания в свете истории этики // Воспитание воспитателей. Формирование профессионально-нравственной культуры организаторов воспитательной деятельности в условиях районов нового освоения: Тезисы областной научно-практической конференции / Под ред. В.И. Бакштановского, К.А. Тетерина. Тюмень: ТюмИИ, 1986. С. 10–12.
  • Ethics of Democritus. Этика Демокрита // Вестник МГУ. Серия «Философия». 1986. № 3. С. 69–78.
  • Die Vormarxistische Ethik // Ethik. Berin: Dietz Verlag, 1986. S. 38–54.
  • The Typology of Pre-Marxist Ethical Teachings. Опыт типологии домарксистских этических учений // Проблемы истории этики. Вып. 1: Методологические вопросы истории этики / Под ред. Р. Жибайтиса, В. Жямайтиса и др. Вильнюс: Институт философии, социологии и права АН ЛитССР, 1985. С. 57–72.
  • The Milestones of Pre-Marxist Ethics. Основные вехи домарксистской этики. Предисловие // Иррлитц Г. Этика Дж. Бруно. М.: Знание, 1985. С. 3–10.
  • Reasonable Needs: Moral Aspect. Разумные потребности: нравственный аспект // Мораль потребительства: истоки, проявления, критика (сборник) / Составитель О.П. Зубец. М.: Знание, 1985. С. 19–27.
  • Morality, Literature, Writer. Нравственность, литература, писатель // Литературная учеба. 1984. № 3. С. 142–150.
  • The Subject of Ethics. Предмет этики // Предмет и структура общественных наук: Сборник статей / Под ред. П.А. Рачкова, В.С. Манешина. М.: Изд-во МГУ, 1984. С. 166–179.
  • Socialist Labor Discipline – the Essence. Сущность социалистической дисциплины труда // Вопросы укрепления трудовой и производственной дисциплины в деятельности профсоюзных организаций. Сборник научных трудов / Редколл. А.Л. Трегубов и др. М.: Высшая Школа профсоюзного движения ВЦСПС им. Н.М. Шверника, 1984. С. 3–16.
  • Ethics and Morality. Этика и мораль // Философские науки. 1984. № 5. С. 11–20.
  • Etika ir ekologia // Etikos etiudai–7. Vilnius: Mintis, 1984. Р. 192–213.
  • Dedication to the Communist Deed is the Supreme Principe of the Communist Morality. Преданность делу коммунизма – высший принцип коммунистической морали // Политическое самообразование. 1983. № 9. С. 78–85.
  • The Contradiction of Is and Ought: the Historical Roots and Theoretical Interpretation. Противоречие должного и сущего: исторические корни и теоретическая интерпретация // Диалектика и этика / Под ред. Ж.М. Абдильдина, Л.М. Архангельского. Алма-Ата: Наука, 1983. С. 211–219.
  • Reasonable Needs: moral aspect. Разумные потребности: нравственный аспект // Опыт прикладных исследований и разработок, их экспериментального внедрения в управление воспитательной работой: Тезисы докладов региональной научно-практической конференции (октябрь 1983 г.). Тюмень: Б.и., 1983. С. 92–96.
  • Ethics as A Philosophical study. Этика как философская наука // Управление нравственным воспитанием в трудовом коллективе: союз теории и практики. Тезисы докладов научно-практической конференции / Отв. ред. В.И. Бакштановский. Тюмень: ТюмИИ, 1982. С. 93–96.
  • Ethics – Knowledge of Ought. Этика – наука о должном // Вопросы философии. 1982. № 2. С. 79–83.
  • Der Mensch in den antagonistischen Klassengessellschaften // Der Mensch. Neue Wortmeldemgen zu einen alten Thema. Berlin: Dietz Verlag, 1982. S. 69–99.
  • Duty and Inclinations (Analysis of the Contradictory Character of Motivation in Pre-Marxist Ethics). Долг и склонности (Анализ противоречивости моральной мотивации в домарксистской этике) // Вопросы философии. 1981. № 10. С. 94–107.
  • Morality of the Class Society: Typology.Нравственная культура классового общества: типологические особенности // Вопросы нравственной культуры: Методологические вопросы нравственной культуры социалистического общества и личности: Тезисы симпозиума (ноябрь 1981 г.). Вильнюс: Институт философии, социологии и права ЛитАН, 1981. С. 46–49.
  • Ethics and the Moral Culture of Society. Этика и нравственная культура общества // Нравственная культура: Сущность. Содержание. Специфика. Сборник статей / Отв. ред. Я. Жямайтис. Вильнюс: Минтис, 1981. С. 192–213.
  • Especificidad de la regulacion Moral: corrlacion del deber ser yel ser // La etica sovietica hoy. Moscu: Editorial Progreso, 1981. P. 350–379.
  • The Crisis of the Bourgeois Morality and Critiue of the Contemporary Bourgeois and Revisionist Ethical Conceptions. Кризис буржуазной морали и критика современных буржуазных и ревизионистских этических концепций // Методика преподавания этики в высшей школе / Под ред. С.Ф. Анисимова. М.: Высшая школа, 1980. С. 127–137.
  • Critique of the Contemporary Bourgeois Ethics. Критика современной буржуазной этики // Марксистская этика: Учебное пособие для вузов / Под общ. ред. А.И. Титаренко. М.: Политиздат, 1980 (2-е изд., переработанное и дополненное). С. 297–330.
  • Personal Morality: the Nature of Determination. Моральность личности: характер детерминации // Моральный выбор / Под общ. ред. А.И. Титаренко. М.: Изд-во МГУ, 1980. С. 9–25.
  • The Moral Principles of Socialism and Communism. Моральные принципы социализма и коммунизма //  Марксистская этика: Учебное пособие для вузов / Под общ. ред. А.И. Титаренко. М.: Политиздат, 1980 (2-е изд., переработанное и дополненное). С. 191–228.
  • The Main Stages of the Development of Ethics. Основные этапы в развитии этических учений // Методика преподавания этики в высшей школе / Под ред. С.Ф. Анисимова. М.: Высшая школа, 1980. С. 46–52.
  • The Subject of Ethics. Предмет этики // Марксистская этика: Учебное пособие для вузов / Под общ. ред. А.И. Титаренко. М.: Политиздат, 1980 (2-е изд., переработанное и дополненное). С. 8–29.
  • The Genesis of Morality. Происхождение морали // Методика преподавания этики в высшей школе / Под ред. С.Ф. Анисимова. М.: Высшая школа, 1980. С. 80–85.
  • Moral and Ideological Upbringing. Нравственное и идейно-политическое воспитание // Нравственное воспитание: Проблемы теории и практики / Под ред. А.К. Уледова. М.: Мысль, 1979. С. 30–35.
  • Ethik und Ökologie // Auswirkungen des wissenschaftlichen Fortschritts auf den Menschen. Symposium zum internationalen Programm. Neubrandenburg, DDR, 28–29, November 1978. Berlin, 1979. S. 49–55. Пер. на англ. язык.
  • Ethics of Kant. Foreword. Этика Канта. Предисловие // Скрипник А.П. Категорический императив Иммануила Канта. М.: Изд-во МГУ, 1978. С. 3–19.
  • Sittliches verhalten der Persölichkeit: Absicht, Motiv, Bewertung // Deutsches Zeitschrift für Philosophie. 1978. № 5. S. 574–582.
  • The Structure of Morel Action. Структура нравственного поступка // Структура морали и личность / Под ред. С.Ф. Анисимова, Р. Миллера. М.: Мысль, 1977. С. 75–93.
  • Soziales oder Biologisches: das Problem der Determinierung des sittlichen Verhaltens der Persönlichkeit // Wissenschaftliche Zeitschrift der Humboldt-Universität zu Berlin. Geselschafts und Sprachwissenschaftliche Reihe. 1977. № 4. S. 447–453.
  • Afterword. // Marxist ethics. Text-book for Students. Заключение // Марксистская этика: Учебное пособие для вузов / Под общ. ред. А.И. Титаренко. М.: Политиздат, 1976. С. 329–331.
  • Pre-Marxist Ethical Thought: the Main Schools and Periods.//Marxist ethics. Text-book for Students Домарксистская этическая мысль: основные направления и этапы // Марксистская этика: Учебное пособие для вузов / Под общ. ред. А.И. Титаренко. М.: Политиздат, 1976. С. 13–25.
  • Communist Morality and Attitude to Nature. Коммунистическая нравственность и отношение к природе // Мораль развитого социализма. Актуальные проблемы теории. М.: Мысль, 1976. C. 136–156. Пер. на нем. язык.
  • The Critique of the Contemporary Bourgeois Ethics.//Marxist ethics. Text-book for Students Критика современной буржуазной этики // Марксистская этика: Учебное пособие для вузов / Под общ. ред. А.И. Титаренко. М.: Политиздат, 1976. С. 282–313.
  • Class and Universal Morality. Мораль классовая и общечеловеческая // Мораль развитого социализма. Актуальные проблемы теории. М.: Мысль, 1976. C. 96–110 (соавт. В.А. Илюшин). Пер. на нем. язык.
  • Moral Principles of Socialism and Communism.//Marxist ethics. Text-book for Students .Моральные принципы социализма и коммунизма // Марксистская этика: Учебное пособие для вузов / Общ. редакция А.И. Титаренко. М.: Политиздат, 1976. С. 183–219.
  • Moral Person in Aristotle’s Ethics. Образ нравственной личности в этике Аристотеля // Нравственный прогресс и личность: Методологические вопросы нравственного прогресса и совершенствования личности. Вильнюс: Минтис, 1976. С. 177–183.
  • The Structure of Moral Action. Структура нравственного действия // Структура нравственности и личность. Материалы симпозиума этиков ГДР и СССР, Москва, 28 мая – 1 июня 1974 г. / Отв. ред. С.Ф. Анисимов, Р. Миллер. М.: Изд-во МГУ, 1976. С. 38–41.
  • What Is Studied and Taught by Marxist Ethics?//Marxist ethics. Text-book for Students Что исследует, чему учит марксистская этика? // Марксистская этика: Учебное пособие для вузов / Под общ. ред. А.И. Титаренко. М.: Политиздат, 1976. С. 7–12.
  • Ethical Studies in the Socialist Society. Этическая наука в социалистическом обществе // Коммунист. 1976. № 3. С. 70–80 (соавт. Г.Г. Квасов).
  • Az erkolesiseg tarsadalmi termeszete // Eszmeny, erkoles, Etika. Budapest, 1976.
  • Marxistisch-leninistische Ethik an sowjetischen Hochschulen // Das Hochschulwesen. 1976. Heft 2. S. 60–62 (Mitverfasser W. Weiler).
  • Attitude to Nature as a Moral Problem. Отношение к природе как нравственная проблема // Философские науки. 1975. № 5. С. 27–33.
  • The problem of Specific Features of Morality in Aristotle’s Ethics. Проблема специфики нравственности в этике Аристотеля // Социальная сущность и функции нравственности. М.: Изд-во МГУ, 1975. С. 85–105.
  • The Structure of Morality and Personality. Структура нравственности и личность // Вопросы философии. 1975. № 1. C. 161–165 (соавт. В. Вайлер).
  • Die Struktur der Moral und die Persänlichkeit // Deutsche Zeitschrift für Philosophie. 1975. № 1. S. 177–182 (Mitverfasser W. Weiler).
  • The Unity of the Social and Personal Interests. Единство общественных и личных интересов // Агитатор. 1974. № 9. С. 24–27.
  • Die Einheit der sittlichen und politischen Erziehung // Ethik und Persönlichkeit. Berlin: Dietz Verlag, 1974. S. 151–163.
  • The Initial Stage of the Ancient Ethics. Начальный этап античной этики // Вестник МГУ. Серия «Философия». 1973. № 4. С. 77–89.
  • The Principles of Communist Morality. Принципы коммунистической морали // Политическое самообразование. 1973. № 10. С. 89–96.
  • The Golden Rule of Morality. Золотое правило» нравственности // Вестник МГУ. Серия «Философия». 1972. № 4. С. 53–64.
  • The golden Rule of Morality and a Concrete Historical Person. «Золотое правило» нравственности и конкретно-исторический человек // Моральная регуляция и личность / Под ред. А.И. Титаренко. М.: Изд-во МГУ, 1972. С. 61–73.
  • The Duty of a scientist and the Duty of A Man. Долг ученого и долг человека // Высшие ценности. М.: Молодая гвардия, 1971. С. 105–116.
  • Seminar: “Youth and the Social Progress” Семинар «Молодежь и общественный прогресс» // Политическое самообразование. 1968. № 9. С. 84–92 (соавт. П. Федюнкин).
  • The Social Source of Morality. Социальный источник нравственности // Вопросы марксистско-ленинской этики. Материалы научной конференции, посвященной 50-летию Великой Октябрьской социалистической Революции. Тамбов: Изд-во Тамбовского пед. института, 1967. С. 80–83.
  • The Play-Writers of History. Драматурги истории // Молодой коммунист. 1965. № 11. С. 84–92 (соавт. И.М. Россман).
  • The Progress and Two Worlds. Прогресс и два мира // Молодой коммунист. 1965. № 10. С. 78–86.
  • The Problem of The Genesis of Morality (On the Development of the Institute of Blood Feud). Проблема происхождения нравственности (на материале развития института кровной мести) // Философские науки. 1964. № 3. С. 57–67.
  • A Student Conference on the Philosophy of Physics. Студенческая конференция по философским вопросам физики // Философские науки. 1961. № 3. С. 192–193 (соавт. Г. Солгалов).

 

In foreign languages:

  • Les conditions de possibilité d’une morale absolue // Revue Philosophique de la France et de l’Étranger. 2013. T. CCIII. S. 187–201.
  • Philosophy as an Ethical Project // Philosophy: Theory and Practice/ Russian Academy of Sciences/ Ed.: V.Sharova, E.Trufanova, A.Yakovleva. Moscow: ИФ РАН, 2013. P. 5–25.
  • What Kant Said, or Why Is It Impermissible to Lie for the Sake of Good? // Russian Studies in Philosophy. 2009/10 (Winter). Vol. 48. N. 3: Kant and the Right to Lie. P. 26-47.
  • Moral Demagoguery and Violence // Abstracts of the World Philosophy Day Congress 2010. Teheran, 2010. P. 106.
  • The Institute of Philosophy (Notes for the Anniversary) // Russian Studies in Philosophy. Vol. 48. 2009. № 1. P.12–26.
  • Philosophy in Russia: History and Present State // Diogenes. № 222&223. 2009. P. 3–23 (with Vladislav A. Lektorsky).
  • Philosophy as Utopia of Culture // 2007 – World Philosophy Day. Istanbul; Ankara, 2009. P.103–108.
  • Buddhism as an Ethics-centered Worldview // The Journal of Oriental Studies. Vol. 19. 2009. Р. 86–91.
  • A Democracy for Russia, A Russia for Democracy // Russian Studies in Philosophy. Vol. 47. № 4. 2009. Р. 74–84.
  • Ethik vor und nach Kant // Kant im Spiegel der russischen Kantforschung heute / Hrsg. N. Motroshilowa, N. Hinske. Stuttgart: Frommann-holzboog Verlag, 2008. S. 29–52.
  • What are we talking about when we talk about the dialogue of civilizations? // Dialogue of cultures and civilizations in the Global World. The 7th International Likhachov Scientific Conference, May 24–25, 2007. St. Petersburg: SPbUHSS Publishers, 2007. P. 39–43.
  • Can Violence Be Morally Justified? (2007) In «The Proceedings of the Twenty-First World Congress of Philosophy»
  • Tolstoys’ Theory of Nonviolence // Philosophy now. Issue 54 Feb/Mar. 2006. P. 14–16.
  • Ethics and Democracy: On the Danger of Moral Demagoguery // Democracy and the Quest for Justice. Russian and American Perspectives / Eds. William Gay, Tatiana Alekseeva. Amsterdam; New York: Rodopi, 2004. P. 37–43.
  • Moral und Politik. Ein Kommentar zu Leo Trotzkijs “Ihre Moral und unsere” // Politik, Moral und Religion – Gegensätze und Ergänzungen. Festschrift zum 65. Geburtstag von Karl Graf Ballestrem / Herausgegeben von Lothar R. Waas. Berlin: Duncker & Humblot, 2004. S. 323–341 [Beiträge zur Politischen Wissenschaft. Band 132].
  • Goals and Values: How is Moral Action Possible? // The Idea of Values / Ed. W. McBride. Philosophy Documentation Center, 2003. P. 49–76.
  • On the Concept of Morality // Social Sciences. 2003. 34(1). P. 92–105.
  • The Subjunctive Mood of Morality // Russian Studies in Philosophy. 2003. Vol. 41. № 1. P. 5–45.
  • Faith, God, and Nonviolence in the Teachings of Lev Tolstoy // Russian Studies in Philosophy. 1999. № 2. P. 89–103.
  • Ethical Basis of European Identity // Multiculturalism, Identity, and Otherness / Ed. Nedret Kuran Burzoglu. Istanbul: Bogazici University Press, 1997. С. 57–61.
  • Oldenquist. Bloomington: Phi Delta Kappa Educational Foundation, 1996. P. 155–173.
  • Moral und Vernunft (lehre der Antike) // Cognitio – Dynamik des Wissens und der Werte. Leipzig, 1996. D. 2. S. 1635–1642.
  • Die Idee des Absoluten als Bedingung der Moglichkeit von Moral // Der Mensch und seine Frage nach dem Absoluten. Ein deutsch-russischen Symposion / Hrsg. Peter Ehlen. Munchen: Peter Kindt Verlag, 1994. S. 59–77.
  • Is Theory responsible for practice? // Studies in East European Thought. Vol. 45. 1993. № 1–2. P. 51–61.
  • Zur Geschichte und aktuellen Situation der Ethik in der Sowjetunion // Studies in Soviet Thought. Vol. 42. 1991. P. 195–206.
  • Etyka: nowe perspektywy // Etyka. 1990. № 25. S. 251–269.
  • Soviet Ethics and New Thinking // In the Interest of Peace. A Spectrum of Philosophical Views / Eds. Kenneth H. Klein, Joseph C. Kunkel. New Hampshire: Longwood Academic, 1990. P. 117–123.
  • Die neue Stellung der Wissenschaft: ethische Aspekte // Zeitschrift für Wissenschaftsforschung. Graz: Universität Verlag, 1989. S. 37–42.
  • Етиката като наука и убеждение // Идеологически ценности и нравственно формиране на личността. София, 1986. С. 480–489.
  • Die vormarxistische Ethik // Ethik. Berin: Dietz Verlag, 1986. S. 38–54.
  • Etika ir ekologia // Etikos etiudai–7. Vilnius: Mintis, 1984. Р. 192–213.
  • Der Mensch in den antagonistischen Klassengessellschaften // Der Mensch. Neue Wortmeldemgen zu einen alten Thema. Berlin: Dietz Verlag, 1982. S. 69–99.
  • Especificidad de la regulacion Moral: corrlacion del deber ser yel ser // La etica sovietica hoy. Moscu: Editorial Progreso, 1981. P. 350–379.
  • Ethik und Ökologie // Auswirkungen des wissenschaftlichen Fortschritts auf den Menschen. Symposium zum internationalen Programm. Neubrandenburg, DDR, 28–29, November 1978. Berlin, 1979. S. 49–55.
  • Die sozialen Grundlage der Moral. Berlin: Deutscher Verlag der Wissenschaften, 1979. 186 с. (соавт. А.И. Титаренко).
  • Sittliches verhalten der Persölichkeit: Absicht, Motiv, Bewertung // Deutsches Zeitschrift für Philosophie. 1978. № 5. S. 574–582.
  • Soziales oder Biologisches: das Problem der Determinierung des sittlichen Verhaltens der Persönlichkeit // Wissenschaftliche Zeitschrift der Humboldt-Universität zu Berlin. Geselschafts und Sprachwissenschaftliche Reihe. 1977. № 4. S. 447–453.
  • Az erkolesiseg tarsadalmi termeszete // Eszmeny, erkoles, Etika. Budapest, 1976.
  • Marxistisch-leninistische Ethik an sowjetischen Hochschulen // Das Hochschulwesen. 1976. Heft 2. S. 60–62 (Mitverfasser W. Weiler).
  • Die Struktur der Moral und die Persänlichkeit // Deutsche Zeitschrift für Philosophie. 1975. № 1. S. 177–182 (Mitverfasser W. Weiler).
  • Die Einheit der sittlichen und politischen Erziehung // Ethik und Persönlichkeit. Berlin: Dietz Verlag, 1974. S. 151–163.

 

 
 
Обновление: 15.12.13